Владимир Юровский – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и Глайндборнского оперного фестиваля – постоянно сотрудничает с РНО с 2002 года, появляясь перед москвичами два-три раза в сезон, как правило, с весьма оригинальными программами. Знаток современной западной оркестровой культуры, для которой исполнение ныне живущих композиторов является столь же естественным явлением, как игра венских классиков, Юровский предпринимает попытки с одной стороны вовлечь в этот процесс российских музыкантов, а с другой – заставить консервативную отечественную аудиторию преодолеть пропасть, существующую между завсегдатаями филармонических залов и новой музыкой.
О том, что это действительно пропасть, свидетельствует тот факт, что даже произведения общепризнанного классика Игоря Стравинского, написанные более полувека назад, воспринимаются как нечто новаторское и сенсационное. Для их появления в афише необходим либо приезд именитых гастролеров (Симфония в трех частях Стравинского была включена в программу весенних гастролей Берлинского филармонического оркестра), либо круглая дата (год назад, к 125-летию композитора, в рамках Пасхального фестиваля и "Звезд белых ночей" Валерий Гергиев исполнил большое количество сочинений юбиляра).
Российский национальный оркестр – частный, вынужденный выживать без государственной поддержки и, казалось бы, наиболее зависимый от вкусов публики, пожалуй, единственный симфонический коллектив в столице, делающий регулярные попытки преодолеть репертуарную рутинность. Очередной опыт – исполнение малоизвестной музыки Стравинского – оказался во многом противоречивым, но и показательным.
В понимании Владимира Юровского, Стравинский – композитор, который не требует от слушателя особой интеллектуальной подготовленности, скорее – элементарной концентрации внимания и спокойной благожелательности. От исполнителей нужно гораздо больше: тут важна четкость, иногда нарочитая сухость и главное – определенная доля отстраненности от материала, что позволяет излагать его точно, не загрязняя не свойственной этому языку эмоциональностью графическое совершенство структурного решения. Казалось бы – чего уж проще? "Вот вы стараетесь, а тут старания не нужны – тут точность нужна", – эта ремарка, сделанная дирижером на репетиции, – ключ к исполнению (и пониманию) музыки Стравинского.
РНО – послушный, умный, чуткий инструмент в руках толкового дирижера. И показанный на концерте результат тому подтверждение. Симфония в трех частях и Концерт для фортепиано и духовых (солист Вячеслав Попругин) демонстрировали стремление к ритмической четкости, графической ясности в сопоставлении звуковых объемов и упругой моторике. Все это заставляло думать не о конкретной программности (Симфонию, законченную в 1945 году, часто трактуют как "военную"), а о выверенной пропорциональности и возведенной в культ красоте геометрических фигур в бессюжетных балетах Джорджа Баланчина. Не случайно, два мастера дружили долгие годы, и именно на музыку Стравинского Баланчин поставил балеты "Рубины", "Аполлон" etc.) .
Все же полноценному воплощению дирижерской трактовки мешало одно досадное обстоятельство – отсутствие опыта игры подобных сочинений у российских оркестрантов. В лишенных мелодического рисунка, но наделенных рваными ритмами и меняющимся метром фрагментах, музыканты механически выигрывали ноты, мучительно стараясь не сбиться. Это было особенно заметно в сравнении: совсем недавно высококлассные западные оркестры (Берлинский филармонический и Лондонский симфонической в той же Симфонии Стравинского) показали в Москве как можно с легкостью выигрывать сложнейшие пассажи в рамках меняющегося чуть ли не в каждом такте метра. При этом сохраняя ощущение общего целого, и демонстрируя не ученически-прилежное старание, а мастерство высочайшего класса.
Впрочем, во время концерта очевидно было и другое: РНО делает все, чтобы существующее в нашей стране положение вещей изменить, и, главное, не боится предъявлять результаты (пусть пока не всегда бесспорные) на суд публики. При таком раскладе, если у оркестра и дальше будут необходимые условия и возможность работать с хорошими дирижерами, через какое-то время мы имеем шансы получить конкурентоспособный западным оркестрам коллектив и в области современной музыки. Потому что в исполнении признанной классики Российский национальный уже давно зарекомендовал себя как один из лучших оркестров Европы. Подтверждением чему стала и исполненная во втором отделении концерта самая "хитовая" партитура Стравинского – музыка к балету "Весна священная".
Елена Чишковская, "Российская газета"