Новая дирекция во главе с Бернаром Фокруем позиций решила не сдавать и подписалась на четырехлетнюю резиденцию на фестивале Лондонского симфонического, что дало гостям фестиваля возможность регулярного прослушивания концертов под управлением сэра Коллина Дэвиса и неутомимого Валерия Гергиева. Плюс ко всему стало возможным участие этого состава в оперных постановках фестиваля. В этом году лондонская команда стала законным соучастником успеха постановок «Милосердия Тита» Моцарта и «Травиаты» Верди.
Именно «Травиата» и стала главным событием нынешнего фестиваля, именно она закрыла (перед финальным концертом вчерашнего вечера) в воскресенье оперный марафон. Билеты на этот спектакль разлетелись еще зимой сразу после открытия продаж. Такова магия присутствия на афише одной из главных оперных див современности – французской певицы Натали Дюссей. Для нее это был риск – впервые выступить в новой для себя роли, и, скажем так, роли, не совсем удобной для ее голоса. У див бывают свои мечты – так, в свое время о Кармен мечтала Каллас, заранее зная о тщетности своих желаний. Присутствовать при реализации мечтаний Дюссей (или историческом провале) пожелали тысячи меломанов со всего мира.
Когда такие постановки готовятся, то взвешиваются десятки «за» и «против». И уж точно в выборе режиссера решение остается за примадонной (насколько это слово не подходит к облику хрупкой и демократичной Дюссей, но настолько честно описывает ее нынешнюю позицию в мировой табели о рангах в опере). В Экс был приглашен известный во Франции режиссер и драматург среднего поколения Жан-Франсуа Сивадье. И здесь в позиции дирекции фестиваля и самой певицы невозможно не отметить иронии (а Натали Дюссей славится открытостью и острым языком). В активе режиссера есть постановка собственной комедии «Генеральная репетиция, вид со сцены и из оркестровой ямы», которая рассказывала о попытке модного режиссера авангардно-прогрессивно поставить «Травиату» со знаменитой примадонной в главной роли. Эта пьеса в водевильном тоне повествовала об оперно-театральном закулисье и о тщетности каких-либо реформаций в бастионе серьезного искусства, когда на страже соблюдения всего и вся стоят современные французские профсоюзы.
Про возможности профсоюзов на фестивале в Эксе сказать не смогу, но нынешний спектакль у Сивадье получился. Сивадье тоже давно мечтал о «Травиате», простой и бьющей в самое сердце. У него это получилось – используя архетипический сюжет мелодрамы, прийти к высотам трагедии. Опорой ему стала феноменальная актерская отдача Дюссей. Сколько нюансов в ее Виолетте с самых первых тактов оперы. И так будет идти по нарастающей до самого финала.
Режиссер предлагает нам театр в театре, прием не новый и не всегда оправданный в оперных постановках. Сцена пуста, на заднем плане двигаются люди театра: хористы, машинисты сцены, рабочие. Открывается дверь в заднике, и пока еще в пространстве театра как бы перед началом спектакля двигается певица, которая через несколько шагов, переступив очерченную маленькими, как на взлетном поле, лампочками область сцены (разметка отчасти напомнит об экспериментах Триера в «Догвилле»), превратится в блистательную обольстительницу Виолетту Валери.
Условность декораций дает возможность певице Дюссей раскрепостить таланты актрисы: это ей надо нас заставить забыть про разметку на сцене, про практическое отсутствие реквизита, про смешные и нелепые маленькие полотна, которые, свешиваясь сверху в разные моменты спектакля своими солнцем или облаками, а может быть, и нарисованной бурей, отсылают нас к чувствам сцены. Есть только она, ее любовь к Альфредо (тенор Шарль Кастроново с его незабываемым теплым тембром в голосе), ее самопожертвование в ответ на просьбу Джоржио Жермона (монументальный Людовик Тезье) оставить его сына.
Игорь Гуськов, "Независимая газета"