Вчера, 23 марта, в Челябинском академическом театре оперы и балета имени Глинки оперой Верди “Аида” завершился VII международный оперный фестиваль “Ирина Архипова представляет”.
Среди профессионалов театрального дела бытует мнение – если на фестивале был хотя бы один спектакль, ставший его открытием или событием, значит, фестиваль состоялся.
Прошедший парад голосов имени оперной Примадонны представил несколько таких счастливых моментов. Прежде всего, это присутствие на нём его организаторов и идеологов – народных артистов СССР Ирины Архиповой и Владислава Пьявко, которые трепетно относятся и к своему детищу, и к своим питомцам – молодым оперным солистам.
Именно оперной молодёжи нынешний смотр и был посвящен. Событием фестиваля стало открытие их имён. Все до одного участники фестиваля – лауреаты всевозможных международных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
Событием можно назвать и негласное состязание молодых солистов Челябинской оперы со столичными звёздами, в котором хозяева в своем вокальном и актёрском мастерстве не уступали гостям, а в некоторых спектаклях даже их превосходили. Меломаны Челябинска вполне могут гордиться новым поколением оперного театра и его талантливым музыкальным руководителем, главным дирижёром Антоном Гришаниным, который все свои спектакли провёл безупречно.
Из представленных на фестивале спектаклей к неординарным событиям зрители и критики отнесли озорной, весёлый, игривый «Любовный напиток» Доницетти. И, конечно же, «Тоску» Пуччини.
Этой оперой прекрасно дирижировал знаменитый итальянский маэстро Диего Кроветти. Всего за две репетиции он сменил пафосное звучание оперного действия , в результате чего оно стало по-особенному увлекательным и захватывающим. Вместе с Диего Кроветти звездой первой величины в «Тоске» признана челябинская исполнительница одноимённой партии Лилия Пахомова.
К открытию же оперного фестиваля стоит отнести премьеру кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». И не по праву первого её представления публике, а по замечательному звучанию единого ансамбля всех исполнителей – оркестра и хора театра, Магнитогорской хоровой капеллы имени Семёна Эйдинова и солистки Большого театра России Светланы Шиловой, покорившей публику красивым меццо-сопрано.
Премьера, принятая залом на ура, ещё раз доказала, что у руля оркестра Челябинского театра стоит умный и тонкий дирижёр. Антон Гришанин прекрасно провёл премьеру. А «Иоланта» под его управлением прозвучала в этот же вечер (премьера и «Иоланта» состоялись 21 марта) так, что многие даже подумали, что она исполнялась под запись.
Вчера, 23 марта, состоялось закрытие седьмого оперного фестиваля. Последним его спектаклем стала «Аида» Верди. И вновь итальянский дирижёр Диего Кроветти был на высоте. А участвовавшие в опере столичные звёзды – Галина Шестернёва (Аида), Светлана Шилова (Амнерис), Август Амонов (Радамес) светили красиво и щедро.
И опять с ними достойно соперничали челябинцы Пётр Толстенко (кстати, в «Иоланте» он перепел всех москвичей), исполнивший партию Амонасро, и Елена Мордасова (Верховная жрица). Как на премьере «Александра Невского» и «Иоланте», так и на «Аиде», в зале из-за переаншлага были уставлены дополнительные ряды.
Ощущение, что оперный праздник только-только раскручивается, набирает силы, в этот прощальный вечер не покидало многих.
Людмила Федорова, “Уралпресс”