Председатель Украинского филармонического общества Иосиф Франц – большой мастер по части фестивалей. На этот раз абсолютная случайность – три сольных выступления скрипачей в музейном комплексе "Хлебня" – стали для господина Франца достаточным поводом для того, чтобы объединить их в нечто целое и назвать фестивалем "Волшебные звуки скрипки". Музыканты, участвующие в фестивале, очень разные. Скрипачи Антон Говорун и Зоя Сорель – студенты Национальной музыкальной академии и лауреаты международных конкурсов, однако сольные карьеры у них еще впереди. А Елена Пушкарская, замыкающая список участников фестиваля,– музыкант особого толка, который и в зрелом возрасте сохраняет способность отлично выглядеть и в амплуа солистки, и в роли скрипачки Национального симфонического оркестра, а это бывает исключительно редко.
Собственно, бенефис госпожи Пушкарской в сопровождении пианистки Олеси Шутко, в рамках которого прозвучат Соната соль минор Иоганна Себастьяна Баха для скрипки соло и Скрипичный концерт ре мажор Иоганнеса Брамса, состоится в пятницу. Программы же молодых музыкантов дают возможность предположить, что "джентльменский набор" представленных ими произведений готовился для консерваторского экзамена по специальности. Впрочем, что ни говори, а учатся всегда на лучшей музыке и хрестоматии составляют, как правило, неглупые люди. Да и летней рассредоточенности легкая эклектика даже к лицу.
Искать какую-либо иную логику выступления скрипачки Зои Сорель и пианиста Дениса Шрамко вряд ли стоит. "Чакона" Баха, Концерт Паганини и "Фантазии" Брамса нужны были им для личного роста, и от их перестановки ("Концертный дуэт" Шуберта, который должен был завершать концерт, открывал его) ничего, по сути, не изменилось.
Скрипка Зои Сорель убедительнее всего звучала в "Чаконе" Баха, причем до такой степени, что в какие-то моменты солистка даже внешне начинала напоминать великого немецкого кантора с его известных портретов – то же серьезное и спокойное выражение лица и решительные движения смычком, не предполагающие двояких трактовок и припрятанных смыслов. Хуже то, что с подобным же усердием на грани исступления скрипачка исполнила и остальные произведения – первую часть Концерта #1 Паганини, "Концертный дуэт" Шуберта и рапсодию "Цыганка" Равеля, отчего свойственный ей массивный звук становился чуть грузноватым, а виртуозные эпизоды – не идеальными в плане интонационной чистоты.
Пианист Денис Шрамко, два года назад удостоенный специального диплома на Международном конкурсе молодых пианистов им. Владимира Виардо в Запорожье, своим легким, а местами излишне легкомысленным туше уравновесил звучание ансамбля. Это объясняется тем, что господину Шрамко, заменявшему пианиста Алексея Улитина, пришлось играть на белом Steinway, который из Андреевской церкви в "Хлебню" перевезли, но настроить и привести в порядок механику не успели. Именно поэтому исполненные Денисом Шрамко фортепианные "Фантазии" ор. 116 Брамса в живом звучании напоминали хорошо затертую старую запись – вроде красующейся на стенах "Хлебни" архитектурной графики 1930-х годов.
Экзаменационный дуэт
Кстати