С корабля на бал, а точнее – с рейсового автобуса на репетицию и саундчек – вот так сразу, не раздеваясь, попали музыканты оркестра "Виртуозы Москвы", а с ними ритм-группа – барабанщик, контрабасист, пианист – джазовый фундамент этой концертной программы. Пока звукорежиссеры ищут баланс в звуке, оркестранты отрабатывают нюансировку произведений. Руководит процессом штатный дирижер "Виртуозов Москвы" Владимир Симкин.
До Челябинска программу "Джаз и классика" Георгий Гаранян и "Виртуозы Москвы" уже показали уфимцам, после нашего города их ждали аншлаги в Екатеринбурге и Перми. Драматургия концерта ожиданий публики не обманула: москвичи приготовили классику, и еще раз классику. Джаза. Открыли концерт "Виртуозы Москвы", исполнив набор из "вечнозеленых" тем Моцарта, Бернстайна, Гершвина, Пьяцолы и своей неизменной, звучащей на каждом концерте "Шутки" Андерсена. Оркестр сменил квартет Гараняна с молодыми московскими джазменами и "хороводом" топовых хрестоматийных стандартов.
В финале – умело срежиссированный хэппенинг: под плеск оваций "Виртуозы" и джазмены соединились, чтобы снова выдать порцию джазовой классики. И, несмотря на такой состав ансамбля, мэтр отказался от очевидного определения "симфоджаз". Георгий Гаранян, народный артист России (Москва), рассказал: "Специально для "Виртуозов" и для джазового ансамбля я написал целую программу. Нельзя сказать, что это симфоджаз. Симфоджаз – в нашем представление нечто сладкое и к джазу не имеет отношения. Здесь – самый настоящий джаз, когда играют такие мастера, как "Виртуозы". И хотя все эти темы играет немало симфонических оркестров, для "Виртуозов Москвы" инициатива Гараняна стала неким прорывом.Владимир Симкин, дирижер оркестра "Виртуозы Москвы", отмечает: "Виртуозы Москвы" – оркестр, который был создан Спиваковым, для того, чтобы играть музыку барокко, музыку классицизма".
Качаться на волнах свинга и синкопировать оркестру помогает блестящий профессионализм, считает Георгий Арамович: "Есть такой Сэмми Нэстико – один из лучших джазовых композиторов и аранжировщиков. Он в своем учебнике, когда говорит о струнной секции, прямо пишет: "Ни в коем случае не учите скрипачей свинговать! Это бесполезно, потому что 15 лет их учили совершенно противоположным вещам". Мы вступили в спор с мастером, и, по-моему, результат внушительный". Алексей Лудин, концертмейстер оркестра "Виртуозы Москвы", подтверждает: "Мы свингуем. Я не думаю, что это запредельно трудно… Более того, Георгий Арамович написал один хорус, который не каждый скрипач сыграет, а мы играем его в унисон, всем оркестром".
Молодые джазмены Иван Фармаковский и Давид Ткебучава востребованы на столичной джазовой сцене, участвуют в международных джаз-фестивалях. Но выступление с симфоническим оркестром для них – дебют. Давид Ткебучава, джазмен (Москва), говорит: "Были репетиции, и стояла задача – найти звучание. Не только барабанщику, но и любому джазмену непросто сыграться с академическими музыкантами".
Впрочем, для бэндлидера Гараняна и этот джазово-академический контент стал привычным. Несколько лет назад мастер даже был номинирован на премию "Грэмми", записав диск с оркестром Сикорского и известной джаз-группой "Oregon". К джазовым гармониям в исполнении симфонического состава маститый саксофонист "приучит" и челябинского слушателя. В марте в оперном состоится премьера балета "Синдбад – мореход", написанного Гараняном на основе сюиты Римского-Корсакова "Шахерезада". Георгий Гаранян поясняет: "Там несколько джазовых номеров, которые сделаны на материале Римского-Корсакова, не на моем материле. Остальные все – оригинал партитуры. И те куски, которые я адаптирую, дописываю – вы никогда не скажете, что это моя музыка".
Спектакль соединит разные стили хореографии, не найдется в нем места только одному – академической скуке. Валерий Кокорев, главный балетмейстер ЧГАТОиБ имени Глинки, обещает: "Григорий Арамович Гаранян настаивает на том, чтобы в определенных сценах принимал участие в чистом виде Игорь Бурко со своими музыкантами. Когда я открыл ноты, и было написано: "балету раздать маракасы", соответственно, поменялась и хореография".
Для Челябинска, города с сильными джазовыми традициями, концерт "Виртуозов Москвы" и Гараняна, может, и не стал, революционным открытием в стиле. Меломанское ухо услышало классику в кубе. Скорее, это была прелюдия от патриарха джаза к грядущей громкой премьере.
Наталья Риккер, Денис Гришечко, ГТРК "Южный Урал"