Николай Петров вышел на сцену знакомой своим слушателям «морской» походкой, поклонился, сел к роялю и слился с ним в единое целое. Зазвучал бессмертный Иоганн-Себастьян Бах – «Английская сюита №6»… Петрова мало слышать, надо видеть. Видеть, как этот большой и внешне неуклюжий человек с бесстрастным лицом в очках вдруг волшебным образом перемещается в ту эпоху, музыку которой он исполняет. Его пальцы не ударяют по клавишам, они к ним прикасаются, заставляя струны отзываться то радостью, то болью, то доверчиво петь о любви. Так прозвучали четыре экспромта Франца Шуберта, «Сказки старой бабушки» Сергея Прокофьева и в заключение – хорошо знакомые «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
А на следующий день был Людвиг Ван Бетховен. Концерт в программе абонемента «Симфоническое наследие трех столетий» был посвящен приближающемуся 240-летию великого композитора. В Самаре первым был исполнен Концерт для фортепиано с оркестром №5, известный как «Королевский». Надо сказать, что сам Бетховен был непревзойденным пианистом и писал «для себя». Сегодняшние исполнители технически ему не уступают, но лишь немногие в полной мере способны раскрыть глубинную суть этого произведения. Николай Петров, безусловно, из их числа. У него особый, только ему присущий звук – легкий, прозрачный, певучий, а в нужных местах – энергичный и мощный. Именно «особый» звук отличает каждого большого музыканта. Мало-мальски искушенный слушатель никогда не спутает Гилельса и Рихтера, Оборина и Нейгауза, на каком бы рояле они ни играли. Никакая техника не способна компенсировать отсутствие индивидуальности, а количество не всегда переходит в качество. Первая часть его необыкновенно длинна – 20 минут кипения страстей человеческих. Пианист играет ее немного отстраненно, повествовательно, не погружаясь полностью в этот омут. Зато вторая, медленная часть звучит у него исключительно лирично, можно сказать, из глубины души. Мы привыкли воспринимать Бетховена мужественным, суровым, аскетичным. А исполнитель раскрывает перед нами тончайшего поэта, ранимого и светлого одновременно.
И вот торжественный финал, буря аплодисментов, усталый выход артиста – один, другой, третий… Он еще не ушел из этой музыки, она еще звучит в его душе. С такой музыкой всегда трудно расставаться. Самарской публике повезло больше: после антракта она услышала еще и Пятую симфонию Бетховена, которая была написана раньше Концерта №5… Но Николая Петрова уже не было в зале. В антракте он уехал в гостиницу, оттуда в Москву, а концерт продолжил один оркестр.
Юрий Хмельницкий, РИА "Самара"