Швейцарский композитор Франсуа Каттан обратился к последнему и самому известному загадочному опусу Моцарта — “Реквиему”. Легенда,по которой Моцарт якобы писал заупокойную мессу для собственных похорон, уже свыше двух веков поддерживает повышенный интерес к произведению. Предложенная новая редакция культового творения сомнений относительно правдивости истории не оставляет.
Франсуа Каттан приехал в Киев с камерным ансамблем “Ensemble Jeune Opera Compagnie” и дирижером Николя Фарином, который за основным пультом руководил симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины, хором ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского и солистами во время выполнения “Реквиема”. Собственными произведениями Каттан дирижировал сам.
Жанры, к которым обращается композитор, преимущественно представлены хоровой и сольно-ансамбльной вокальной музыкой, ведь главным источником вдохновения для него являются поэтические тексты, слово. Именно через поэзию Франсуа устанавливает связь с Моцартом. Его “Реквием 2 Моцарт” написан на стихотворении американской поэтессы Эмилии Диккинсон. Диалог эпох — цель, которую ставит перед собой композитор. Франсуа Каттану важно было устранить стереотипы относительно “Реквиема”, приблизить гениальную музыку XVIII века к нашему времени и напомнить, что тема таинства жизни и смерти актуальна как во времена Моцарта, так и для настоящего. Композитору удалось современными средствами музыкальной выразительности передать мироощущение человека XXI века, ее понимания исконной темы. Для этого в моцартовский “Реквием” Франсуа Каттан вставляет номера, написанные им для инструментального септета (флейта, бас-кларнет, валторна, баян, арфа, альт) и четырех вокалистов.
“Реквием 2 Моцарт” начинается экспрессивно-напряженным речитативом сопрано в высоком регистре. Лишь после драматичной мелодекламации на слова Диккенсон (для нее тема жизни и смерти центральна) появляются знакомые аккорды первой части цикла — Requiem. И в дальнейшем мелодии Каттана звучат между частями мессы или даже одновременно с ними. Современный музыкальный язык в новых фрагментах, особенности тембровых соотношений разводят два композиторов в кардинально разные плоскости.
Прослушивание этого произведения дает какое-то чрезвычайное, отстраненное ощущение времени и бездны между возрастами, которую не удается преодолеть. Сравнение ясной, в некоторых фрагментах жизнеутверждающей музыки Моцарта и экспрессивно заостренной Каттана удостоверяют невозможность возвращения к гармонии эпохи классицизма.
Александра БОРИСОВА специально для “Хрещатика”