В последнюю неделю августа, во французском городке Анси, уютно расположившемся на берегу самого чистого в Европе горного озера, высадился десант отборных российских, музыкантов, приехавших для участия в фестивале классической музыки.
Концерты проходили ежедневно, часто по два концерта в день: в шесть и в девять вечера во всех пригодных для музицирования помещениях. Симфонические концерты звучали в кафедральном соборе, построенном из бетона в семидесятых годах 20-го века, камерная музыка – на горе, под сводами средневекового замка, в церкви Святой Бернадетты и зале Пьера Лами, марафон из четырёх фортепианных сольных программ звучал в зале лучшего отеля города «Империаль-Палас».
Этими залами потенциал Анси не исчерпывается. После того, как в средние века, в соседней Женеве утвердилась во власти протестантская лютеранская церковь, вся изгнанная из Швейцарии католическая иерархия, монахи и монашки, осели прямо в Анси и настроили церквей и монастырей буквально на каждом шагу. Поэтому этот симпатичный городок изобилует помещениями с великолепной акустикой.
Публика съехалась отовсюду. Как объяснила мне одна немецкая семья, фестиваль в Анси – это идеальный отдых для их детей. Тут вам альпийский воздух, горные и водные виды спорта утром, языковая практика днём и концерты классической музыки каждый вечер. Сплошная польза и удовольствия.
Двоевластие артистических директоров – Дениса Мацуева с российской стороны, и Паскаля Эсканда – c французской, отразилось в программе фестиваля.
Паскаль Эсканд уже тридцать один год организовывает фестиваль в Овер сюр Оаз и тринадцать в Анси. Он приглашает исполнителей, с которыми сотрудничает годами, доказавшими свою преданность, выступая за символические гонорары. Денис Мацуев приглашает русских музыкантов из своего круга, с которыми он сотрудничает на всех своих пяти фестивалях.
В результате на открытии и закрытии фестиваля, произведения П. И. Чайковского исполнялись Мариинским и Филармоническим оркестрами из Санкт-Петербурга под управлением, соответственно, Валерия Гергиева и Юрия Темирканова, а в качестве солистов выступали французские виолончелист и скрипач, братья Готье и Рено Капюсоны. Эксперимент был интересным, но, разумеется, в таком сочетании удачнее прозвучал бы либо другой композитор с сохранением солистов, либо другие солисты в «Рококо» и скрипичном концерте Чайковского.
Всё-таки русские композиторы, столь очевидные и выигрышные в исполнении российских музыкантов, для французских исполнителей остаются неразгаданной тайной. Зато концерт Листа и первый концерт Шостаковича, к изумлению публики, прозвучавший «на бис» в исполнении Гергиева – Мацуева, и первый концерт Чайковского «тандема» – Темирканов – Мацуев, никаких вопросов не вызвали.
В общей сложности на фестивале прозвучало одиннадцать концертов за восемь дней, в том числе фортепианный дуэт сестёр Кати и Мариэль Лабек (Франция), квартет Апполон Мусагет (Франция) с кларнетистом Филиппом Берро (Франция), хор парижской метризы, молодые пианисты из разных стран: Катя Буниатишвили (Грузия), Ингольф Вундер (Австрия), Ху Джу Ли (Корея), Котаро Фукума (Япония).
Очень ярким событием стал концерт камерной музыки, на котором пятеро молодых музыкантов, живущих в разных странах: Сергей Крылов (скрипач), сын знаменитого русского скрипичного мастера, уже 18 лет, живёт в Кремоне; Юлия Дейнека (альт) работает концертмейстером группы альтов в оркестре Берлинской оперы под управлением Даниеля Баренбойма; Борис Бровцын (скрипач) базируется в Лондоне; Александр Бузлов (виолончелист), заменивший Александра Князева, и пианист Денис Мацуев живут в Москве.
С одной репетиции они исполнили сложнейшую ансамблевую программу из сочинений Рахманинова, Шостаковича и Бартока с такой синхронностью штрихов и рубато, с таким единством дыхания во всех тончайших душевных переливах настроений и состояний, что создалась полная иллюзия того, что это – квинтет постоянного состава, ежедневно репетирующий и постоянно выступающий.
О фестивале в Анси широкой публике стало известно только в последние два года, после того, как все расходы по его проведению взял на себя фонд российского мецената Андрея Чеглакова «AVC Tcharity».
Паскаль Эсканд принял этот фестиваль и мастер – классы из рук его основательницы, пианистки Элиан Ришпан в 1998 году. Бюджет, который ему выдавали на проведение фестиваля, варьировался от шести до десяти тысяч евро. Сумма микроскопическая, учитывая то, что гонорар солирующего виолончелиста составляет четыре тысячи.
Музыканты приезжали на фестиваль из чистого альтруизма, денег ни на что не было, и фестиваль оставался локальным мероприятием. В конце концов, семья Эсканда, тащившая на себе все организационные проблемы устала, и он решил фестиваль закрывать.
К счастью своими проблемами он поделился с Денисом Мацуевым, который с самого начала своей карьеры выступал на его двух фестивалях. В Женеве на гала-концерте Рахманинова, Мацуев познакомил Паскаля Эсканда с Андреем Чеглаковым. Как по мановению волшебной палочки задыхающийся фестиваль стал событием классической музыкальной жизни первого плана.
Логика очень проста. Щедрость мецената, позволила Мацуеву и Эсканду больше ничем не ограничивать полёт своей творческой фантазии и не только оплатить приезд лучших оркестров и музыкантов: в первый год Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Татьяны Васильевой, Саяку Сёдзи, Валерия Гергиева, Юрия Темирканова и других; но и сделать ход конём, обеспечив провинциальный фестиваль глобальной слушательской аудиторией: оплатить съёмки и прямую трансляцию в интернет, очень дорогого телевидения «Медичи».
Таким образом, фестиваль, организованный в альпийском городе получил многомиллионную аудиторию и огромный резонанс. В прошлом году, мэр города, который даже не знал о проведении фестиваля, в срочном порядке прервал отпуск и приехал посмотреть на происходящее. Присутствие на фестивале звёзд мирового масштаба сразу привлекло государственные структуры, которые теперь сами захотели финансово и организационно поучаствовать в столь важном событии.
Участие частного капитала помогло фестивалю обрести твёрдую почву под ногами и утвердится еще одной площадке для демонстрации достижений русской музыкальной школы в ее многообразии.
Елена Ганчикова, Париж