– В мае я должен быть в Рязани, чтобы ни произошло, – говорит музыкант, – и я очень рад, что в очередной раз приехал к вам. Я дорожу этими приездами, наш виртуальный роман с рязанской публикой возник уже очень давно, этот роман надо поддерживать и доказывать, что ты ухаживал не случайно.
За выступление музыкант был вполне вознаграждён – той, буквально звенящей тишиной, которая царила в зале во время исполнения, и прерывалась лишь громом оваций, как только замирали последние звуки рояля. Последний, кстати, для концерта в Рязани привезли специально. Его можно назвать знаковым для пианиста – именно на нём он играл программу на международном конкурсе им.П.И. Чайковского, победителем которого он стал в 1998 году.
– Этот мой старый друг, который никогда не подведёт, знает возможности солиста, – признаётся Мацуев.
Победа на конкурсе им. П.И. Чайковского стала для музыканта ступенькой ко всемирной известности. Теперь Денис Мацуев – желанный гость на лучших концертных площадках. Так, после концерта в нашем городе его ждали выступление на 20-летии камерного оркестра «Солисты Москвы» и концерт с израильской филармонией и Зубином Метой, а затем большое турне. Тем не менее, несмотря на сумашедший график, Мацуев признаётся, что сцена для него – лучшее лекарство от усталости, смены часовых поясов и длительных перелётов. Музыкант даже придумал специальный термин для обозначения этого феномена – «сценотерапия».
– Когда ты выходишь на сцену, у тебя появляются дополнительные ресурсы, рецепторы, сцена действительно лечит – говорит он, подчёркивая, однако, что это связано не только с магией общения со зрителями, но и с тем трудом, который должен вкладывать артист в создание этой магии.
– Кто говорит, что играет для себя или для композитора, я этим людям не верю, потому что если ты выходишь в зал, то надо играть для публики и выкладываться на все 150%. Если ты дал слабину, то публика это заметит через секунду, этого допускать ни в коем случае нельзя, – продолжает он.
Выступая в ведущих столицах мира, Денис Мацуев говорит, что не делит публику на нашу и зарубежную, однако не признаться в любви именно к «своей» публике не может
– Для меня нет разницы, где играть – рассказывает он – в маленьком провинциальном городке или в Париже, Нью-Йорке или Лондоне. Я не люблю «обыгрываться» на российской публике перед Парижем – я могу обыгрываться где-то там перед российскими своими концертами. Для меня это приоритет – наша публика для меня самая важная, самая любимая. Выступление перед ней – в два раза ответственней, ведь она всё знает, всё понимает.
Рязанские поклонники долго не отпускали пианиста со сцены – после выступления его рекордные 6 раз вызывали на бис, каждый раз прося исполнить что-то ещё. В ответ на бурные овации и цветы, которыми его буквально осыпали зрители, Мацуев сыграл несколько джазовых композиций. Любовь музыканта к джазу общеизвестна, однако, по его собственным словам, что сыграть на бис он решает в ходе концерта.
– Что я буду играть на бис, я решаю только, когда сажусь на банкетку, – говорит он. – Тут возникает такой момент импровизации, контакт с публикой – в течение концерта я по какой-то химической энергетике публики понимаю, что надо сыграть на бис.
После концерта последовали признания в любви уже от зрителей – многие из них дожидались выхода артиста на сцене, чтобы получить заветный автограф, сделать фото на память или просто лично выразить восхищение его талантом.