Идет репетиция. Звездный коллектив Московской филармонии обживает пространство челябинской сцены, собирается с силами перед выступлением. За пультом – художественный руководитель и главный дирижер оркестра Юрий Симонов. С его приходом в коллектив 10 лет назад жизнь постепенно начала налаживаться. Высокий статус оркестра сегодня, рассказывают музыканты, – его заслуга. Юрий Винокуров, второй дирижер оркестра (Москва), рассказывает: "Огромное количество тратит времени и сил своих творческих Юрий Иванович вкладывает в оркестр. Вообще, дирижеров такого уровня, наверное, в мире не осталось, может, всего несколько человек. И это отражается на уровне оркестра".
Уже через год после того, как у руля встал маэстро Симонов, музыкальная критика отметила: знаменитый оркестр предстал преображенным. К числу заслуг главного дирижера Юрий Винокуров относит также его педагогические качества. Юрий Иванович поощряет работу молодых, дает возможность второму дирижеру репетировать с оркестром, делится опытом. Нередко – даже в ущерб личному времени. Юрий Винокуров говорит: "На музыкантов он не боится потратить время, лично поговорить с человеком о каких-то творческих вопросах. Это редкое качество".
Сегодня оркестр – на подъеме. Те времена, когда было не до музыки, говорят исполнители, к счастью, уходят. Значительно выросла оплата труда музыкантов, высокой оценкой которого стал правительственный грант. Мыслимо ли было в 90-е годы прошлого века отправиться по России с концертами? Теперь это становится возможным. Накануне был сыгран концерт в Тюмени, до этого – в Омске. И вот – Челябинск, в котором к оркестру присоединяется еще одна звезда.
Челябинским инструментом фирмы "Petrov" Денис Мацуев остается доволен. Правда, накануне ночь напролет над ним колдовал его личный настройщик, специально прилетевший из Москвы. Рояль хоть и старенький, говорит музыкант, но до сих пор поет и звучит: раньше делать умели. Денис Мацуев, заслуженный артист России, заметил: "Он непростой, его надо укротить. Но я люблю, когда я сражаюсь с инструментом".
Первое отделение концерта открывает сюита из балета Стравинского "Жар-птица". Одно из юношеских сочинений композитора, она была написана для дягилевской балетной труппы в период проведения знаменитых "Русских сезонов" в Париже. Там же прошла и премьера балета.
В активном репертуаре оркестра московской филармонии – десятки произведений русских и зарубежных авторов. Но кому, как не им, считает дирижер, пропагандировать русскую музыку. Выезжая на гастроли, маэстро Симонов предлагает областным филармониям несколько программ на выбор. Но в них всегда есть пункты неизменные. Юрий Симонов, народный артист СССР, поясняет: "Я, на всякий случай, даю десять концертов. Ну, и под номером "три" я всегда перечисляю симфонии Чайковского, симфонию Бородина, "Шахерезаду" Римского-Корсакова, пару симфоний Рахманинова. Конечно, несколько симфоний Бетховена, Брамса. То, что вы сегодня слушаете – это вы выбрали".
Говоря о своем выборе, Денис Мацуев признается – определяющим моментом является то, что помогает ему раскрыться наиболее полно. На сегодняшний день это романтическая музыка. Играть ее по-настоящему можно пока есть здоровье и силы, как физические, так и душевные. Денис Мацуев, заслуженный артист России, объяснил: "Быть в форме – чтобы в форме было все. Не только техника, но и твое душевное состояние. Так как романтика требует, чтобы эту музыку брали кровью. Ты весь в ней. Шопен, Лист, Рахманинов, Чайковский, Шуман – это основные композиторы, которых я сейчас везде играю".
Второй фортепианный концерт Рахманинова относят к лучшим страницам в истории русского фортепианного концерта и мировой музыки в целом. До сих пор его непревзойденным исполнителем остается сам автор. Денис Мацуев признается, что вырос на записях с исполнением Рахманинова и продолжает тянуться к этому эталону.
Выступления Дениса Мацуева расписаны на несколько лет вперед. Выступить с ним за честь почитают всемирно известные оркестры и дирижеры. Однако головокружением от успехов страдать не приходится. Дефицит времени волнует музыканта более всего. Необходимо выучить много новой музыки – этим занята голова. Денис Мацуев перечислил: "В первую очередь, для меня новые планки – второй концерт Брамса, поздние сонаты Бетховена, Шуберт-соната, концерт Стравинского для фортепиано с духовыми "Каприччио" – у нас с Гергиевым будет проект в Лондоне".
Елена Пилипенко, Владислав Отрыванов, ГТРК "Южный Урал"