Еще одна причина: “Черевички” – репертуарный раритет, и на московской сцене они последний раз появлялись около двадцати лет назад (в последние годы, правда, эту оперу дважды исполнял в БЗК Валерий Полянский со своей Госкапеллой, но концерт есть концерт, а театр есть театр).
К тому же из всего немаленького ряда произведений оперной “гоголианы”, по своим масштабам принципиально неподходящих для камерной сцены, “Черевички” все же проще других приспособить к ее возможностям.
Как уже не раз бывало прежде, театр сделал собственную редакцию партитуры, сократив ее почти на четверть — главным образом, за счет хоровых сцен и развернутых оркестровых эпизодов (включая и большую часть увертюры) — и подкорректировав оркестровку. Под управлением способного молодого дирижера Игоря Громова оркестр звучит вполне достойно, справляясь в целом с достаточно непростой для него задачей.
Сценическое пространство (художники Ирина Акимова и Юрий Устинов) слегка расширили за счет территории перед оркестровой ямой. Соответственно, многие эпизоды играются прямо перед зрителями, что вполне в здешних традициях (не говоря уже о “фирменных” проходах через зал). Другие, напротив – в глубине сцены, за суперзанавесом. Жаль только, что чисто режиссерски это не до конца продумано, и перемещениям артистов туда-сюда подчас заметно не хватает логики.
В целом, впрочем, режиссерскую работу Ольги Ивановой можно назвать вполне добротной. Здесь есть и актерский ансамбль, и отдельные неплохие придумки. (Например, черевички, которые смотрятся так, будто и впрямь из чистого золота, в итоге оказываются никому не нужны, и их втихомолку утаскивает Бес.
В такое время, как наше, лишний раз попытаться внушить зрителю, особенно юному, немудреную мысль, что счастье не в золоте, а последнее – от лукавого, может быть, и в самом деле не мешает.) Правда, у некоторых исполнителей вокал и актерская игра существуют словно бы по отдельности, не сливаясь в единое целое, как это всегда было присуще артистам Камерного театра.
Взять хотя бы Леонида Казачкова — обаятельного Вакулу, который поет довольно неплохо, хоть и не без некоторого напряжения, подчас, особенно в сольные моменты, сосредотачиваясь почти исключительно на самом процессе звукоизвлечения. В меньшей степени это можно было наблюдать и у Татьяны Федотовой – хорошей в общем-то Оксаны. Наиболее же органичны в спектакле исполнители характерных ролей: Ольга Березанская — Солоха, Герман Юкавский — Бес, Алексей Мочалов — Чуб, Сергей Остроумов — Школьный учитель…
На эти “Черевички” хорошо водить детей: красиво, без особых выкрутасов и не слишком длинно. А если по ходу представления подчас и возникает сомнение в том, что присутствуешь на спектакле не просто оперном, но именно Камерного театра, так его вполне можно отнести на счет субъективных авторских рефлексий.
Дмитрий Морозов, газета “Культура”