Однако, во время традиционных гастролей Мариинского театра в концертном зале Баден-Бадена Festspielhaus стало ясно: недостаточно просто осуществить достойную постановку, которая, несомненно, не является ошибочной; ее можно даже назвать безупречной, но вместе с тем она не выходит за рамки обычной интерпретации. Поэтому весьма неуклюжими представляются попытки каким-то образом актуализировать содержание этого произведения. Ноутбук, на котором играет сын Бориса Федор, солдаты с современными шлемами и щитами, избивающие население, советские фуражки у офицеров и особенно Дума, которой во времена Бориса Годунова, естественно, еще не было и которая в данном случае призвана символизировать современную Россию.
Возможно, в Санкт-Петербурге подобного рода намеки имеют потрясающий эффект. Но в Баден-Бадене эта попытка актуализации в рамках весьма традиционной интерпретации выглядит неуместной и искусственной, и поэтому – совсем не обязательной. Чего не скажешь о музыкальной стороне этой постановки, и в этом смысле некоторые оперные театры Германии могли бы кое-чему поучиться.
Без мощно звучащего и напоминающего итальянские произведения «Польского акта», а также с другим, пессимистическим финалом первоначальный «Борис» представляет собой более компактную, более скупо инструментованную и менее прилизанную версию русской национальной оперы, которая ранее была известна только в приукрашенном варианте, подготовленном Николаем Римским-Корсаковым. При этом Валерию Гергиеву удалось соединить эту необработанность с высокой культурой оркестрового исполнения. Он доказал, что бархатная теплота струнных и разящая брутальность духовых совсем не обязательно должны противоречить друг другу. В этом отношении оркестр Мариинского театра относится к числу лучших в мире. Солисты, как и в целом постановка, также приехали из Санкт-Петербурга. Теперь от российских мужских голосов все ожидают большой полноты звука, а что касается партий баса, то чем больше будет низких нот, тем более глубоким будет произведенное впечатление. На самом деле. уже было немало великолепных исполнителей басовых партий в опере «Борис Годунов» – например, Владимир Ванеев в главной роли, и за некоторыми оговорками можно упомянуть и Александра Морозова в роли летописца и монаха Пимена, которому известно темное прошлое Бориса. Ведь Годунов в свое время убил законного наследника престола и теперь испытывает угрызения совести.
Сам Борис Годунов не похож на обычного блестящего оперного героя – в этом произведении ничего подобного нет. Помощник Пимена Григорий в исполнении Сергея Семишкура, обладающего великолепным и обреченным на успех тенором, весьма условно подходит на роль главного героя. Григорий использует то обстоятельство, что он является ровесником убитого наследника престола и все делает для того, чтобы убрать Бориса с царского трона – историческому Григорию на самом деле удалось это сделать. В любом случае первоначальный «Борис» – это опера практически без женских ролей, и поэтому «Комитет императорских театров для управления зрелищами и музыкой» в Москве 1871 года предпочел отказаться от этого произведения и без долгих раздумий запретил его постановку.
Штефан Хоффман (Stephan Hoffmann), "Die Welt", Германия