Михайловская батарея была одним из пяти мощных стражей, которые охраняли покой Севастополя. Благодаря этим военным укреплениям город с моря превращался в неприступную крепость. Теперь это святое для многих севастопольцев место, где когда-то звучали только залпы орудий, превращается в мощный культурный центр. На плацу Михайловкой батареи, за реконструкцию которой взялись три года назад, такого точно еще никогда не было. Пока зрители занимают места в «летнем театре», в крепостных стенах идет подготовка к спектаклю. Часть казарменных помещений на втором этаже превращена в гримерки и костюмерные, и все это по соседству с музеем. К событиям Крымской и Великой Отечественной войн возвращают не только экспонаты выставки, но и вековые стены, крутые винтовые лестницы. «Учитывая, какая это земля, как она пропитана всеми этими моментами военными, тут, конечно, диву даешься», – признается певец, выпускник Центра оперного пения Галины Вишневской Руслан Розыев. В Севастополь солисты Центра оперного пения приехали с ее благословения. Привезли самое дорогое. «Спектакль "Борис Годунов" – о мучениях совести, о народе, который безмолвствует, но который, если его раскачают, если доведут, то…», – говорит режиссер-постановщик Иван Поповски (Македония). К этому выступлению готовились долго. Под открытым небом и под шум моря они поют впервые. «В какой-то степени волновались все, когда сказали, что петь на улице. Ребята не привыкли к такому, привыкли петь в стенах нашего театра», – поясняет профессор Центра оперного пения Галины Вишневской Алла Белоусова. Постановку «Бориса Годунова» в Севастополе с самого начала называли авантюрой: слишком много технических проблем. «Все боялись, что в таком месте опера не получится. Мы приезжали сюда дважды, с определенными приборами замеряли акустику, потом компьютерно выстраивали образ спектакля в Москве и потом поняли, что это возможно», – рассказывает технический директор Центра оперного пения Галины Вишневской Сергей Макряшин. Оказалось, это не просто возможно. События Смутного времени в старинной крепости, в декорациях Валерия Левенталя и аутентичных костюмах смотрелись грандиозно. Для постановки выбрали первый авторский вариант оперы Мусоргского. «Первая редакция, отсутствие польского акта – замечательного, красивого, но который уводит нас от главной линии Бориса», – говорит дирижер Ярослав Ткаленко. Ни одного свободного места, а их на плацу больше тысячи. В Севастополе – городе без собственного оперного театра – опера не звучала уже несколько десятилетий. Зрители признаются: – Потрясающее что-то. Никогда такого не видел. В первый раз услышал, удивился такой смелой идее, но, тем не менее, нравится очень. – С каждым действием силу набирает и охватывает. – Севастополь всегда был русским городом, с российской историей. Конечно, перекликается и та история, которая была четыреста лет назад, и та, что была двести лет назад. Трехчасовой спектакль прошел на одном дыхании, и холодный ветер с моря не испугал зрителей. Восторг, овации, крики «Браво!». Мистический «Борис Годунов» у стен старой крепости – это лишь начало фестиваля «Война и мир». Скоро его программу продолжат оркестры из семи стран. Они выйдут на площади и бульвары Севастополя с тем, чтобы поздравить город-герой с 229-й годовщиной.
«Борис Годунов» под небом Севастополя
Кстати