Монофестиваль «Лики Рахманинова» завершился в Московском международном доме музыки.
Мероприятие было посвящено 140-летию со дня рождения композитора. Заключительный концерт солистов, хора и оркестра Большого театра России под управлением музыкального руководителя и главного дирижёра ГАБТ Василия Синайского состоялся в Светлановском зале ММДМ 31 марта 2013 года.
В программу вошли оркестровые версии двух из пяти этюдов-картин, сделанных Отторино Респиги в 1931 году по заказу Сергея Кусевицкого – руководителя Бостонского симфонического оркестра. В первом отделении также прозвучала «Рапсодия на тему Паганини» в исполнении пианиста солист Кирилла Герштейна.
Во втором отделении в концертном исполнении была поставлена опера Сергея Рахманинова «Франческа да Римини» на сюжет из Пятой песни первой части «Божественной комедии» Данте «Ад».
Ранее на этот сюжет Пётр Чайковский написал одноимённую симфоническую фантазию. В 1902 году четырёхактную оперу сочинил Эдуард Направник. Рахманинова сюжет заинтересовал ещё в 1900 году, во время путешествия в Италию, однако реальная работа началась в 1904-м, после завершения «Скупого рыцаря» по одной из «Маленьких трагедий» Пушкина. Премьера обеих этих опер состоялась в один вечер 11 (24) января 1906 года в московском Большом театре, под управлением автора.
Последняя постановка «Франчески да Римини» Рахманинова в Большом театре была осуществлена в 1998 году режиссером Борисом Покровским и дирижёром Андреем Чистяковым, который записал оперу с оркестром Большого театра и Владимиром Маториным (Ланчотто), Мариной Лапиной (Франческа) и Виталием Таращенко (Паоло). На сцене в партии Ланчотто блистал Сергей Муразаев. После скоротечной болезни и смерти А. Чистякова в 2000 году спектакль незаметно сошёл со сцены Большого театра.
Опера «Франческа да Римини» Рахманинова по своей структуре близка одновременно и к симфонической поэме и к кантате. Несмотря на название «опера», главный герой в ней – оркестр. Мощная симфоническая партитура оперы заслоняет собой всё, поэтому концертное исполнение имеет минимальные потери по сравнению со сценическим воплощением.
Синайский провёл всё исполнение на одном дыхании – блистательно и вдохновенно. Казалось, что музыка клубилась адским туманом и обжигала вспышками инфернального огня. Сцена Франчески и Паоло была наполнена хотя и греховным, но истинным лиризмом.
Трудно выделить кого-либо из вокалистов, все были на высоте: Станислав Мостовой – Данте, Анна Аглатова, – Франческа, Дмитрий Белосельский – Ланчотто Малатеста, Михаил Губский – Паоло, Тень Вергилия – Николай Казанский. Основная вокальная нагрузка лежала на Дмитрии Белосельском. Не уступила ему в вокале Анна Аглатова – её голос по фактуре походит к этой партии. Весьма неплохо звучал голос у Михаила Губского. Очень хорошо показал себя хор Большого театра (хормейстер Валерий Борисов).
В соответствии с партитурой над всеми царил великолепный оркестр под управлением Василия Синайского — при этом не заглушал певцов, никому из них не пришлось форсировать голос, что безусловно положительным образом сказалось на вокале.
Исполнение «Франчески да Римини» Рахманинова – ощутимая удача Большого театра. Было бы правильно повторить её концертное исполнение на родной сцене и более того, – ввести в Большом театре практику концертных исполнений, повторяя три-четыре раза в сезон. Это значительно расширило бы репертуарные рамки театра и певцов — без особых материальных затрат.
Владимир Ойвин, “Classica FM”