У этого фестиваля, конечно, есть ностальгическая нота – он напоминает о некогда крепкой дружбе социалистических стран. Но сегодня Болгария не самым добрым словом вспоминает времена неусыпного «товарищеского» контроля старшего брата – СССР и стремится быть непохожей на Россию. Например, теперь Болгария член Евросоюза, а Россия только просит, чтобы ее гражданам разрешили ездить в Европу без виз. И то немногое, что нас ныне реально связывает, это, скорее, присоединение Болгарии к геополитически крайне важному для России газовому проекту «Южный поток», да всеми любимые болгарские курорты, нежели прочные культурные или личностные контакты.
Но на торжественном открытии фестиваля, естественно, говорили исключительно высокопарно об этническом и духовном родстве двух народов. «Духовная близость между русскими и болгарами является прочной и неподвластной времени не только в силу славянского родства, – сказал министр культуры Болгарии Вежди Рашидов. – Нас роднит единая письменность и сформировавшаяся на ее основе культура».
В ответном слове министр культуры России Владимир Мединский продолжил тему: «Духовный обмен между нашими государствами имеет тысячелетнюю традицию, Со времен великих просветителей Кирилла и Мефодия, памятник которым находится в самом центре Москвы, до наших общих героев и сражений, до Шипки, до памятника Алеше, русскому солдату, павшему в Болгарии».
В гала-концерте вместе с болгарскими звездами – сопрано Красимира Стоянова, тенор Камен Чанев и баритон Владимир Стоянов, выступили и артисты Большого театра – хор, оркестр, которым руководил болгарский дирижер Павел Балев, а также ведущие солисты меццо Елена Манистина, бас Михаил Казаков и молодой тенор Сергей Радченко. Еще впечатляющим «вставным» номером было появление болгарского мужского хора «Иоан Кукузел Ангелогласный». Димитр Николов Димитров – художественный руководитель и главный дирижер этого ансамбля уже более 30 лет. Коллективу любят внимать многие монаршие особы и президенты европейских государств, поэтому «Иоан Кукузел Ангелогласный» нередкий гость в резиденциях высокопоставленных особ.
Вспомнили в этот вечер и великих болгарских исполнителей из числа ушедших. В стиле кинохроники показали фрагменты выступлений Гены Димитровой, Бориса Христова и Николая Гяурова…
И все же главной ценностью концерта в Большом театре ожидаемо и абсолютно заслуженно стала Красимира Стоянова. Как и требовал момент, она сначала спела арию заглавной героини из оперы своего соотечественника Парашкева Хаджиева «Мария Десислава», а после одарила публику своими коронными вердиевскими образами. Особенно покорила Елизаветой из «Дона Карлоса». Вот было бы здорово, если бы Большой театр пригласил Красимиру Стоянову на эту партию в свою грядущую поставку данной оперы. Это было бы и сильным художественным решением, и настоящим фактом российско-болгарской дружбы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Красимира Стоянова, оперная певица:
– Аура в Большом театре необыкновенная, выхожу на сцену с трепетом и удовольствием. Очень жаль, что мне почему-то не позволили в концерте исполнить арию Лизы или Татьяны. Русскую музыку, прежде всего, Чайковского я очень люблю и, мне кажется, пою неплохо. Я принадлежу к тому поколению, которое еще учило русский язык в школе, поэтому мне близка русская культура и ментальность с детства. Но, к сожалению, в Болгарии, я думаю, ветер перемен разрушил больше, чем в России. И в отличие от россиян, мы, болгары, мне кажется, не слишком оптимистично смотрим на жизнь.