Услышать голос уникальной скрипки, созданной великим мастером Антонио Страдивари — это событие в жизни человека.
Услышать голос такого инструмента — как пообщаться с Богом, обрести крылья и полететь… Трудно с чем-то сравнить свои впечатления…
На вечер 18 января 2007 в Харьковской областной филармонии был запланирован благотворительный концерт. Все деньги, собранные от продажи билетов, будут потрачены на приобретение музыкальных инструментов для симфонического оркестра филармонии.
Предполагалось, что на концерте будут присутствовать первые лица города, области, бизнесмены, деятели культуры, но никто из них не пришел. Вечер был омрачен смертью народного депутата Евгения Кушнарева. Открывая концерт, ведущая сказала:
«Музыка, которая сегодня прозвучит, посвящается Евгению Кушнареву».
Два музыканта с мировым именем — украинский пианист Олег Полянский (живет и работает в Германии) и японская скрипачка Саяка Седзи (живет во Франции) подарили свое мастерство харьковчанам.
В первом отделении прозвучал Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева в сопровождении Академического симфонического оркестра филармонии. Во втором — скрипка Страдивари в талантливых руках Саяки Седзи пела произведение того же автора — Первый концерт для скрипки с оркестром.
Скрипке с именем Йоахим почти 300 лет, она была создана Страдивари в 60 лет. Кому играть на ней — решает специальная комиссия музыкального фонда «Ниппон».
Двадцатидвухлетняя японская скрипачка уже несколько лет подтверждает свое право играть на этом инструменте. Когда после антракта во втором отделении на сцену вышла Саяка Седзи в платье нежно-зеленого цвета, было ощущение, что на сцену выпорхнул эльф. Тонкий, воздушный, самим своим появлением внушающий вдохновение и радость. Это впечатление усилилось, когда она взмахнула смычком — и полилась волшебная, чарующая, прекрасная музыка…
После завершения основной части концерта публика не хотела отпускать Саяку Седзи. Она вернулась и сыграла еще одно произведение. Потом несколько раз выходила на поклон.
Несколько вопросов после этого чудесного вечера я задала главному дирижеру симфонического оркестра Юрию Янко.
— Оправдались ли ваши надежды на благотворительность?
— Они оправдались, мы по итогам этого вечера купим какой-нибудь духовой инструмент, может быть, бас-кларнет, мы еще не решили. Предварительные итоги говорят, что мы себе можем позволить купить самый хороший бас-кларнет, который есть на сегодняшний день.
— Вам часто приходится играть с музыкантами такого уровня?
— Если вы даже почитаете эту афишу (афиша, висящая в фойе. — Прим. авт.), то увидите, что с нами играл и Ойстрах, и Коган, и многие другие выдающиеся исполнители. Но я лично слышу такого качества инструмент впервые в жизни. Скрипачка, конечно, выдающаяся. И если авторитетная комиссия, возглавляемая дирижером Лорином Маазелем, доверяет ей такую скрипку, то, наверное, это подтверждение ее класса. Саяка, кроме всего прочего, очень хороший человек, очень скромная, так что мы с удовольствием с ней общаемся.
— Когда планируете следующий благотворительный концерт?
— Сначала надо договориться со спонсорами. Надо сказать, что инициатором приезда Саяки Седзи со скрипкой Страдивари был я, а губернатор Арсен Аваков поддержал и с поселением гостей, и с их гонорарами. Когда я сказал, что у Харькова есть возможность послушать скрипку Страдивари, даже двух секунд не прошло, он сказал — да.
— А как охранялась скрипка, пока она находилась в Харькове? Фонд «Ниппон» выделяет охрану скрипачке?
— Нет. При пересечении границы Саяка задекларировала стоимость скрипки: 4 миллиона долларов. Скрипка застрахована на большую сумму. Так и возим ее: от двери гостиницы до двери филармонии. Саяка живет в гостинице «Чичиков», там очень серьезная охрана, туда проникнуть практически невозможно.
— После благотворительного концерта в Нацбанке, который прошел в ноябре, были приобретены новые инструменты?
— Мы заказали клавесин, но его нужно ждать около 7 месяцев, наверное, к августу месяцу он будет готов. Мы заказали очень дорогой инструмент, один из лучших. Все собранные деньги до копеечки тратятся исключительно на инструменты. Мы, наверное, первый город на Украине, который серьезно занимается этим. Даже в Киеве купили комплект «Ямаха» — им Кабмин денег дал. А у нас проделана огромная работа и не потрачено ни копейки государственных денег. Харьков лидирует здесь однозначно.
— Много еще инструментов надо обновить?
— Практически 100 процентов. Мы начали покупать инструменты, которых не было в принципе. Клавесина в полуторамиллионном городе нет, вы представляете? У нас нет нормальной ударной установки, нет еще нескольких инструментов. Остальные надо обновлять.
Наталья Амирханян, “Вечерний Харьков”