17 июня, 2-й конкурсный день, вечер.
Вечернее прослушивание открыл Кристофер Атцингер (США) – №14.
31-летний представитель американской фортепианной школы (учился в высших учебных заведениях Пибоди, Мичигана и Техаса), победитель и призер Международных конкурсов в США и Италии, очень интеллигентный и, по слушательским ощущениям, основательный музыкант, которого было интересно и «комфортно» слушать.
В классической и романтической части программы (Соната Бетховена № 28 и «Фантазии» Брамса) пианист прекрасно выстроил звук, а масштабно и свободно исполненная Соната Барбера стала убедительным финалом его программы.
№ 15 – Злата Чочиева (Россия). Одна из немногих представительниц прекрасного пола на конкурсе, самая юная участница и при этом опытная конкурсантка (победитель и лауреат Международных конкурсов в Польше (им.Шимановского), в Испании, Дании, обладательница специального приза «Mozart prize» на конкурсе «ARD» в Мюнхене). Ученица К. Шашкиной, М. Плетнева и П. Нерсесьяна представила публике разнообразную программу: Бетховен – Соната № 24, Шуман – «Юмореска» и Соната № 7 Прокофьева. Хрупкая очаровательная девушка с приятным, мягким звуком без труда справилась с трудными, подчас «мужскими» (особенно в Сонате Прокофьева) техническими задачами.
№ 16 – Юлия Мустонен. Выступающая сразу от двух скандинавских стран Финляндии и Швеции, лауреат и обладатель многочисленных специальных призов Международных конкурсов в Италии, Франции и Норвегии, Юлия предложила в своем исполнении программу, в которой одинаково свободно чувствовала себя в разных эпохах и стилях: это четыре Сонаты испанского композитора XVIII века Антонио Солера, Соната-фантазия «По прочтении Данте» Листа, Экспромты Сибелиуса, Прелюдия Рахманинова си минор и Хорал с вариациями Дютийе. «Сила и женственность» звучали в буквальном смысле в прекрасных руках профессионала.
№ 17 – Франц-Фридрих Эйхбергер (Германия) – самый старший 72-летний участник конкурса, чье выступление публика ждала с особым нетерпением. Получил профессиональное образование в Высших школах Гейдельберга, Мангейма, в Академии известного педагога М. Тальяферро в Париже, лауреат Международных конкурсов в Неаполе (1965), Барселоне (1967), Виотти в Верчелли (1968).
Пианист впервые вышел на сцену прославленного Большого зала Московской консерватории с труднейшей программой: Фантазией Шумана, знаменитой «Аппассионатой» Бетховена, Балладой ре минор Брамса и Этюдом до-диез минор Скрябина.
Его выступление еще раз доказало, что мудрость, знания и опыт являются главными приобретениями возраста, а не препятствием (как это ни парадоксально) для прохождения сложного конкурсного часового марафона (не всегда доступного даже для молодых исполнителей). По завершении выступления музыкант получил заслуженные овации публики без всяких скидок на уважаемый возраст, и «респект» от членов жюри, зашедших его поприветствовать в гримерку.
18 июня, третий день конкурсный день, утро
Слушать Моцарта с утра – вот что надо для хорошего настроения.
С его ми-бемоль-мажорной сонаты и начал прослушивания третьего дня конкурса греческий пианист Яннис Потамусис (№ 18, Греция), ученик Владимира Фельцмана, получивший образование в США. Соната вышла звонкой, многоцветной и в то же время нигде не покоробила неуместной звучностью.
В Сонате Шопена си-бемоль минор пианист, увлеченный темпом, с самого начала смазал фактуру. Бурная натура завела его слишком далеко – в спешке целые фрагменты выходили неузнаваемыми. Вся роскошная трагичность Сонаты мгновенно улетучилась. А одна явно неточная нота окончательно испортила впечатление. Их было немало и потом (даже в Похоронном марше!).
Досадная сумятица продолжилась во второй части. Средняя часть Похоронного марша превратилась в… банальный салонный ноктюрн. Четвертая часть технически получилась, но в целом такая Соната не может не расстроить. После Прелюдий Дебюсси, удавшихся больше, пианист удалился за сцену, а жюри о чем-то в голос переговаривалось.
Завершила выступление соната-фантазия Листа «По прочтении Данте». Как и в Шопене, темперамент захлестнул конкурсанта – и не в пользу попаданий во всех смыслах слова. Но, может, витальность все же лучше, чем унылая скука? Особенно с утра.
№ 19 – Тоомас Вана из Эстонии. Учился в Германии у Калле Рандалу, памятного по конкурсу Чайковского. Пианисту 38 лет. Уверенной, энергичной, очень своеобразной летящей Сонатой № 16 Бетховена Вана сразу заставил себя слушать. Красиво пригасил звук во второй части. Ровность гамм и трелей, которые сами по себе ничего не значили бы, украсила это «авторское» исполнение.
Легкие, аккуратные, послушные руки Тоомаса очень подошли для благоговейного исполнения «Аллегро» Шумана, где пианист продемонстрировал богатую гамму звуковых и психологических оттенков. Столь же тонким стало и исполнение редко играемой поздней пьесы Листа «Благословение Бога в одиночестве», развернувшейся от благородных полутонов до вдохновенного, но сдержанного форте, а затем растворившейся в умиротворении.
На хорошем контрасте с аббатом Листом прозвучала Первая соната Хинастеры – бурная, неспокойная, но точная и совершенно несуетная. В целом эстонский пианист оказался полным антиподом предыдущему греческому.
№ 20 – Асаф Зоар (Израиль). 45-летний пианист уже принимал участие в Первом конкурсе им. Рихтера в 2005 году. До-мажорная Соната Моцарта должна была понравиться взыскательному школьно-педагогическому составу нашей публики (эти бдят как никто!), готовому взорваться по поводу любой мало-мальски необычной интерпретации.
Поскольку программа первого тура беспрецедентно вольная, Асаф не помелочился: играет на конкурсе весь цикл «Времена года» Чайковского. В этих простеньких, но таких каверзных миниатюрах Асаф показал, что отвечает всем требованиям академической сцены. Покоробило лишь, что, как и все иностранцы, поплутал все-таки и в «Подснежнике», и в «Осенней песне», и в «Святках»… Это уж педагогам, конечно, одно расстройство.
И все же пиетету Зоара перед Петром Ильичом нельзя не подивиться.
№ 21 – Александр Осминин (Россия) – 26-летний ученик Элисо Вирсаладзе, в этот раз не вошедшей в жюри по причине своей тесной связанности с конкурсом и поставкой на него учеников.
Александр уверенно начал выступление Сонатой Гайдна Ре мажор. Пианист обладает приятным умением удивляться божественным гармониям, выходящим из-под его собственных рук. Четыре Этюда Прокофьева (опус 2) прозвучали технично, цепко, остро, свежо, разнообразно и, что самое главное, очень современно. Музыкант ушел за сцену и вышел вновь – и все это время в зале не прекращались аплодисменты. Публика хлопала такому свежему явлению на конкурсе.
Роскошный, но без дешевых эффектов «Скиталец» Шуберта не оставил сомнений, что этот молодой незасвеченный пианист заставит запомнить свое имя. Чеканный ритм, большая артистическая воля, изящные завершения фраз, умение наполнить паузы «звучащим» смыслом сразу вовлекли публику в прекрасный романтический мир. Решительность чудесным образом сменялась деликатностью. Искренняя печаль лилась со сцены, трогали жалостливые, а то и душераздирающие шубертовские мелодии. О технике притихший зал забыл – она вся была подчинена замыслу.
«Маргариту за прялкой» и «Весенние упования» Шуберта-Листа слушали уже как на концерте хорошо известного музыканта. А чтобы не усомнились в виртуозности, Осминин после этой сложнейшей, отлично выстроенной программы одаривает зал Шестой Венгерской рапсодией Листа, мощным кросс-овером XIX века. Конечно, хочется услышать такого конкурсанта и на втором туре, где в программе у него никем не слыханное Рондо гениального Алемдара Караманова.
19 июня. 4-й конкурсный день
Расписание выступлений конкурсантов.
Утреннее прослушивание:
10.00-11.05 – Вячеслав Грязнов (Vyacheslav Gryaznov);
11.05-12.10 – Юлиан Горус (Julian Gorus).
12.10 – 12.25 – перерыв.
12.25-13.30 – Евгений Божанов (Evgeni Bozhanov);
13.30 -14.35 – Михаил Мордвинов (Mikhail Mordvinov).
Вечернее прослушивание:
17.00 – 18.05 – Хвэн Ч’уки (Hwaen Ch’uqi);
18.05-19.10 – Алексей Зуев (Alexey Zouev).
19.10 – 19.25 – перерыв.
19.25-20.30 – Энрике Бернальдо де Кирос (Enrique Bernaldo de Quiros);
20.30 – 21.35 – Чонъюн Пак (Jong-Gyung Park).
О конкурсантах
Вячеслав Грязнов (Россия), 26 лет. Образование: Московская консерватория. Педагоги: М. Канделаки, Ю. Слесарев. Лауреат нескольких конкурсов, в том числе им. Рубинштейна (1997, Москва, I премия); памяти Рахманинова (1998, Италия, I премия), конкурс в Дании (2001, Гран-при); IV международный конкурс им. Рахманинова (май 2008, Москва, II премия).
Юлиан Горус (Болгария), 30 лет. Образование: Майнцская консерватория; Высшая школа музыки в Веймаре. Педагоги: В.Шамшула, Р.-Д.Аренс. Лауреат многих национальных и международных премий.
Евгений Божанов (Болгария), 31 год. Образование: Высшая школа музыки в Эссене; Высшая школа музыки в Дюссельдорфе. Педагоги: Борис Блох, Г. Шенк. Лауреат I премии нескольких международных конкурсов: Бухаресте, им. Шопена в Кёльне, конкурса фирмы «Бехштейн».
Михаил Мордвинов (Россия), 31 год. Образование: РАМ им. Гнесиных; Высшая школа музыки и театра в Ганновере. Педагоги: Т. Зеликман, В. Тропп, Б. Гёцке. Солист Московской филармонии, преподаватель РАМ им. Гнесиных. Призер нескольких премий международных конкурсов, в том числе первых (им. Шумана в Цвиккау, 1996; им. Шуберта в Дортмунде, 1997), а также конкурсов в России, в Андорре, Австрии, Италии, Франции, США. Среди произведений, исполняемых на I туре, – «Приют», «Баркарола», «Двойник», «Весенние упования», «Молодая монахиня» Шуберта-Листа.
Хвэн Ч’уки (Перу/США), 34 года. Настоящее имя Джеффри Томлинсон. Незрячий музыкант. Образование: Школа музыки им. Истмена. Педагог: Наталья Антонова.
Алексей Зуев (Россия), 26 лет. Образование: ЦМШ при Санкт-Петербургской консерватории; Моцартеум в Зальцбурге; Высшая школа музыки и театра в Мюнхене. Педагоги: З.Цукер, А.Любимов, Э. Вирсаладзе. Лауреат нескольких конкурсов, в том числе конкурса им. Прокофьева (1999, 2-я премия), Фортепианной олимпиады в Бад Киссингене (Германия, 2004, I премия).
Энрике Бернальдо де Кирос (Испания), 27 лет. Образование: Высшая школа музыки им. Королевы Софии в Мадриде. Педагоги: Г. Егиазарова, Эльдар Небольсин. Принимал участие в конкурсах в Испании и Португалии.
Чонъюн Пак (Республика Корея), 32 года. Образование: музыкальный колледж в Токио; Школа музыки Сунхва в Сеуле; Консерватория Новой Англии, Бостон; Международная академия на озере Комо в Италии; Высшая школа музыки в Мюнхене. Педагоги: В. Пён, Ч. Чун, Р. Шерман, А. Игути, Э. Вирсаладзе. Лауреат многих национальных и международных конкурсов, в том числе первых премий.
Голоса из зала
Ирина Левина, преподаватель музыкальной школы:
“Больше всего мне понравился Сергей Каспров, яркий человек и музыкант. Я услышала много необычного. Всегда интересно оригинальное отношение к тому, что пианист играет. Мне его отношение было близко.
С другой стороны – итальянец Фабио Романо. Что это было? Я даже не могу назвать это искусством! Играл какое-то ненормальное произведение ненормального композитора. Я просто больная вышла из зала.
Шубина Ирина Яковлевна, доцент музыкального факультета Педагогического университета:
“И грек Потамусис, и эстонец Вана произвели на меня резко отрицательное впечатление. Полным непониманием того, что они делают. Профессиональной небрежностью. Вана особенно плохо играл Бетховена – он не понимал там ни одного звука. Стилистически неточно. Неадекватно Бетховену. Его собственное мнение значило для него больше, чем стиль Бетховена. Да и ритмически это было не всегда организованно. Я бы сказала, все это было поверхностно. Местами легкомысленно. Бетховен не похож на Бетховена… Это как если бы Шекспир не был похож на Шекспира. Бессмыслица.
Логинова Алина Сергеевна, сотрудница Музея-квартиры Рихтера:
“Пока больше всех понравился, пожалуй, итальянец Фабио Романо – у него была потрясающая программа. «Ночной» и «утренний» Шуман, а между ними незнамо что – современная соната по «Цветам зла» Бодлера. Итальянец, конечно, очень забил выступавшего перед ним японца Кавамуру, хотя тот очень неплохой пианист. Прочно играл Дмитрий Карпов из Новосибирска. Очень понравилась Юлия Мустонен – женственная и сильная одновременно.
Мне кажется, публика должна больше поддерживать конкурсантов, а то они иногда играют как в бездонную яму.
Архив всех выступлений можно увидеть и услышать здесь: richtervideo
Бюллетень подготовлен Пресс-центром Московского Международного конкурса пианистов им. Святослава Рихтера