Любой из заметных московских оркестров мы опознаем чаще не по названию, а по фамилии художественного руководителя. В случае с Musica Viva это оправдано в наибольшей степени: не потому что Александр Рудин диктатор или монополист, ровно наоборот. Среди крупных отечественных музыкантов Рудин – один из самых скромных, интеллигентных и трудолюбивых. Эти же качества присущи и оркестру, который Рудин возглавляет на протяжении уже 20 лет. Без лишнего шума и саморекламы оркестранты Musica Viva делают свое дело. Вполне закономерно, что многие ключевые события последнего времени не обошлись без их участия, будь то исполнение оперы "Дон Жуан" в год 250-летия Моцарта, оратория Гайдна "Сотворение мира" или концерт к 70-летию Валентина Сильвестрова.
Во главе с Рудиным Musica Viva исполняет самый разный репертуар, однако особое внимание уделяется старинной музыке. Именно Musica Viva стала коллективом, по приглашению которого в Россию впервые приезжали знаменитые дирижеры-аутентисты Роджер Норрингтон и Кристофер Хогвуд. Для Рудина работа в этом направлении – также закономерность, а не дань моде. "Близкое знакомство с аутентичным направлением не так уж и много во мне перевернуло, – рассказывал маэстро в интервью "Газете". – Я и прежде не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше".
Таким образом Musica Viva идет по пути большинства современных цивилизованных камерных оркестров, в разумной степени сочетая находки выдающихся аутентистов с современными приемами звукоизвлечения. Это было хорошо слышно в двух сюитах Баха, составивших первое отделение. Ансамбли вроде "Музыкантов Лувра" Марка Минковского играют подобную музыку быстрее и энергичнее. Зато "Солисты Москвы" Юрия Башмета несколькими днями раньше на этой сцене играли ту же Третью сюиту так, будто нет разницы между Бахом и, скажем, Дворжаком. Musica Viva эту разницу хорошо знает. Знает ее и выдающийся немецкий флейтист Андраш Адориан, благодаря которому Вторая сюита прозвучала особенно живо.
После антракта Адориан сел в оркестр, и с первых же звуков стало ясно, что Бах был лишь предисловием к главному событию вечера – "Оде ко дню святой Цецилии" Генделя. Звучание оркестра, к которому добавились теорба (Аркадий Бурханов) и орган-позитив (Ольга Филиппова), стало куда более соответствующим стилистике исполняемой музыки. Арии были украшены не только участием сопрано Сине Бунгоорд и тенора Эндрю Гудвина, но и великолепными соло оркестрантов, одно из которых сыграл сам маэстро Рудин. До конца сезона Musica Viva предстоит играть и Генделя, и Гайдна, а репертуарную широту коллектива вполне отражает программа, которая готовится к Рождеству: после Генделя будет звучать музыка современного классика Вячеслава Артемова.
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, "Газета"