В юбилейный год БСО подготовил несколько новых программ и намерен провести гастроли в крупнейших столицах Европы – Берлине, Милане, Париже, Праге. Однако и российская провинция не обойдена вниманием маэстро Федосеева, который признается, что с большим удовольствием выступает как раз в российской глубинке, где, по его мнению, уровень духовности гораздо выше, чем в Москве. Концерт в Челябинске это подтвердил. Зал оперного театра был полон, а после каждого музыкального номера раздавалось восторженное "Браво!".
Владимир Федосеев уже более 30 лет стоит за пультом Большого симфонического оркестра. И все эти годы главная цель – добиться идеального звукоизвлечения, поскольку технической оснащенностью сейчас уже никого не удивишь, особенно за границей. Благодаря Федосееву, БСО имеет свой яркий, неповторимый "голос", для которого характерны благородное звучание, особая теплота и кантиленность. "Обычно, когда играют диминуэндо, все делают расслабление, звук становится все тише и тише. На самом деле он должен быть все напряженнее и напряженнее, то есть идти на усиление экспрессии", – считает Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер БСО.
С целью получить более полный, объемный звук, дирижер постоянно экспериментирует с размещением музыкантов на сцене. В свое время он отказался от традиционной, так называемой американской расстановки музыкальных инструментов, принятой в 20 веке: когда верхние голоса струнных находятся слева от дирижера, альты, виолончели, контрабасы – справа. "Та рассадка, в которой мы сейчас сидим, пожалуй, самая старинная. Она использовалась практически до 50-х годов прошлого века", – отмечает Михаил Шестаков, народный артист России, солист БСО.
Владимир Федосеев объясняет: "Я хотел распределить звук ровно, чтобы он соединялся. И чтобы в самой громкой сфере звук был гомогеннее и узнаваем".
Эксперименты маэстро вполне оправдывают себя. Именно благодаря уникальному звучанию даже известные мелодии вызывают ощущение свежести и новизны. В Челябинском концерте прозвучали произведения Чайковского, Моцарта и Шостаковича. Особо хотелось бы отметить исполнение Пятой симфонии Шостаковича, которую в свое время трактовали исключительно по канонам соцреализма. Освободившись от узких рамок, музыканты получили большую свободу интерпретаций. "Музыка меняется со временем, – говорит Ольга Доброхотова, музыковед, жена В.Федосеева. – Если когда-то эту симфонию играли и это было помпезно, тяжело, маршеобразный финал, теперь это звучит иначе. Время как бы само поменяло".
Круг музыкальных пристрастий маэстро и его оркестра очень широк. Однако основу репертуара составляет, конечно, русская музыка, ведь неслучайно коллектив носит имя Чайковского. Свою верность традициям оркестр подтвердил и на юбилейном концерте в Челябинске.
Виктория Олиферчук, Андрей Анисимов, Челябинская ГТРК