Так звучит эталонная Страдивари в руках лучшего скрипача планеты, по мнению жюри Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Победив в мае 2012 года на этом «чемпионате мира для академических музыкантов», Андрей Баранов все лето «укрощал» доставшийся ему в награду инструмент.
«Было очень сложно. Я совершенно не понимал, как нужно извлекать звук из нее, потому что у нее свой, очень особый тембр. И надо, конечно, приладить свои руки и свои ощущения», – говорит он.
Скрипка, созданная Антонио Страдивари в 1708 году, называется «Хаггинс» – по фамилии священника, который когда-то на ней играл. Идеальные пропорции или секретная формула лака тому причиной, но она прекрасно сохранилась за три сотни лет. Корпус, как говорит Баранов, похоже, не реставрировали никогда. Возможно, обновляли гриф, да и то лет двести назад.
Страдивари на концерте, заметили слушатели, перекрывает голос двухсотлетней копии скрипки Гварнери в руках народного артиста России Сергея Пищугина. Концерт в Москве последний, в афише которого значится Квартет имени Дягилева. После выступления в Музее Чайковского коллектив перестанет существовать под таким названием. Отныне это Квартет имени Ойстраха.
В 1937 году Давид Ойстрах стал самым первым победителем конкурса в Брюсселе, тогда это состязание называли в честь бельгийского композитора Эжена Изаи.
«Андрей Баранов чем-то напоминает молодого Ойстраха, потому что он, во-первых, вдумчивый музыкант. Естественный музыкант, у него все естественно, от сердца. И, конечно, с головой. И вообще даже звук у него – вибрации – напоминает игру Ойстраха», – отмечает народный артист России Сергей Пищугин.
Три года Андрей Баранов будет на всех концертах играть на скрипке Страдивари, пока этот инструмент у него не отвоюет новый лауреат конкурса в Брюсселе. Сам Баранов признался, что в состязаниях больше участвовать не будет: вершины выше просто нет.