На обнаженной сцене в совершенно пустом пространстве театра смешались века, люди, лошади. Художник Виктор Вольский отказался от всего лишнего – решил, что только темные стены, актеры и звук – будут главными составляющими спектакля. Единственное, что выбивается из сумрачного интерьера – потолок.
«Потолок у нас настолько энергичен, настолько эффектен, выразителен, – отмечает художник. – Он одну из главных ролей, наверное, играет в нашем спектакле, и со светом идут перемены, проекции идут из этого чердака. Меняется состояние, которое работает на эту музыкальную драматургию, и оно не так просто».
Оперу Владимир Кобекин написал еще семь лет назад. Но только после того, как было решено поставить ее в театре Покровского, закончил оркестровку. Историю, написанную Львом Толстым, композитор называет очень театральной. А опера – возможность посмотреть на мир глазами лошади.
«Какие-то свои трансформации, безусловно, существуют, – говорит Владимир Кобекин. –Но смысл я старался передать. Все мы немножко лошади».
Люди-лошади – по периметру сцены. Специальный помост, специальный станок под углом. Карандашный рисунок, спектакль-репетиция, – так называет его режиссер Михаил Кисляров, – оказался сложным и для него, и для труппы. Создавали оперу в движении – наподобие мюзикла – с богатым хореографическим рисунком и живыми диалогами.
«Это спектакль, который требует такой импровизационной работы и постоянного включения артистов на то, что будет, что-то меняться, – рассказывает главный режиссер Камерного театра имени Покровского Михаил Кисляров. – Чтобы они были все время в каком то внимании, тренинге, и самое главное – в этом состоянии сиюминутного включения».
То, что в партитуре названо хором, – здесь поют солисты. Когда работа над постановкой только начиналась, труппа была в недоумении. Впервые за всю историю театра в спектакле так много движения.
«Поначалу вообще, ноги болели, хрипатура с непривычки, – рассказывает певец Герман Юкавский. – Даже люди подготовленные физически попали в очень затруднительное положение. Опять-таки учился заново танцевать, вспоминал события 20-летней давности, когда закончил ГИТИС».
Взаимоотношение разных поколений, ненависть, предательство и любовь – история жизни лошади или человека – современна, считают в театре. Эта повесть уже привлекала внимание режиссеров. И вот сейчас пришло время «Холстомера» на оперной сцене.