Если в уже знакомом спектакле появляется новый солист, это всегда событие. Недавно состоявшаяся опера "Аида" подарила любителям оперного искусства несколько интересных встреч. За дирижерским пультом – Юрий Кочнев, художественный руководитель Саратовского театра оперы и балета. "Всякий новый спектакль, особенно в гастрольном варианте, особенно с дирижером, с которым еще не встречались исполнители, – всегда что-то новое по отношению к исполняемой музыке. Там возникают новые темпы, новое психологическое наполнение, которое частично я предлагаю солистам, что-то беру из того, что они предлагают и развиваю в процессе спектакля. Таким образом происходит взаимный обмен музыкальными инициативами", – говорит народный артист России (Саратов). Юрий Кочнев уже знаком челябинской музыкальной публике. На VI Международном фестивале "Ирина Архипова представляет" при участии Юрия Кочнева звучали "Реквием" Верди и концерт Александра Ведерникова. Оперой "Аида" Юрий Кочнев дирижирует уже 30 лет. "Много лет, дирижируя оперными спектаклями и симфоническими программами, я всегда стараюсь найти контакт с оркестрантами, как с моими союзниками в деле воссоздания замечательной классической музыки", – признается он.
Из челябинских союзников воссоздания оперы были Юрий Никитин в партии Амонасро, эфиопского царя и Дмитрий Полкопин в партии Радамеса, начальника дворцовой стражи. "Самое главное – прожить этот образ, – уверен Дмитрий Полкопин, лауреат Международного конкурса. – Если правильно несешь этот образ, то музыка помогает. Это одна из лучших опер Джузеппе Верди. Потрясающая музыка, я просто в нее влюблен".
Ведущие солисты Саратовского театра оперы и балета – Ольга Кочнева и Владимир Верин – на челябинской сцене впервые. Партию Аиды Ольга выучила на стажировке в Италии. А Владимир познакомился со своей ролью Рамфиса, верховного жреца, еще в консерватории. "Фараон всегда прислушивался к верховому совету жрецов. Здесь постановка немного другая, не как у нас. Здесь роль жреца нивелирована, а на самом деле он – верховная власть", – объясняет Владимир Верин, заслуженный артист России (Саратов).
Уфу в сборной участников спектакля представила исполнительница партии Амнерис Лариса Ахметова, солистка Башкирского театра оперы и балета. "Волнение, трепет, боязнь, что не справишься. Партия сложная, много текста, драматическая игра, оркестр. Конечно, это незабываемые ощущения", – делится она.
Дебютным этот спектакль стал для солиста Екатеринбургского театра оперы и балета Гарри Агаджаняна. В прошлом году он стал обладателем второй премии на XII международном конкурсе вокалистов имени Глинки. В челябинском театре он уже исполнил партию Кончака в опере "Князь Игорь". На подготовку новой партии царя Египта у солиста было только две недели. "Вообще, сложность – понятие психологическое, – рассуждает Гарри Агаджанян, лауреат Международного конкурса (Екатеринбург). – Когда время есть для солиста, вокалиста, он может выучить текст, музыку, а потом "впевать". А когда учишь новую роль всего две недели, то есть волнение в голове, но без него нельзя".
Партия царя Египта сквозная: в ней нет арий, она строится практически на речитативах и ансамблях. "Царь считается образом статичным – сидит и поет, никаких действий. Поэтому здесь больше рассчитываешь на себя – выйти и спеть", – говорит Гарри Агаджанян.
Красивый бас, колоритные внешние данные – все это сопутствует успеху актера. Ольга Кочнева, заслуженная артистка России (Саратов), уверена: "У оперного певца должно быть все. Он должен уметь петь, но это само собой, у него должны быть актерские данные и яркая сценическая внешность, особенно рост". "Он высоченный, статный, он уже царь, – добавляет Галина Зайцева, художественный руководитель оперной труппы. – Единственная проблема: он же тяжелый, а его несут на носилках. Мальчикам нашим тяжело пришлось, но спинки выпрямили и прошли по сцене".
"Публика отдалась своим впечатлениям и аплодировала" когда-то давно говорил после премьеры "Аиды" сам Верди. Эту цитату уместно вспомнить и в отношении состоявшегося челябинского спектакля.
Дарья Белозарович, Андрей Анисимов, ГТРК "Южный Урал"