«Комсомольская правда» представляет уникальную коллекцию шедевров великих композиторов. Коллекция состоит из 20 томов.
Том 1. Антонио Вивальди
Вивальди был первенцем в семье скрипача капеллы собора Сан-Марко в Венеции. С пяти лет он начал играть на скрипке, а уже в десять – выступает в составе капеллы. В двадцать пять лет он становится священником, получив за яркий цвет волос прозвище “Рыжий священник”.
Почти полтора века его музыкальные сокровища были погребены под слоем забвения и безвестности. Лишь в начале XIX века обнаружили коллекцию его произведений. С тех пор музыка Вивальди звучит повсюду. Особенно популярны четыре концерта для скрипки и струнного оркестра «Времена года».
На диске:
«Времена года»
1. Концерт ми мажор оp. 8 № 1 «La Primavera» (Весна)
2. Концерт соль минор оp. 8 № 2 «L’estate» (Лето)
3. Концерт фа мажор оp. 8 № 3 «L’Autunno» (Осень)
4. Концерт фа минор оp. 8 № 4 «L’Inverno» (Зима)
Камерный оркестр Ленинградской филармонии, художественный руководитель Лев Шиндер; Михаил Вайман (скрипка).
ТОМ 2. Петр Ильич Чайковский
Если Пушкин – это «наше все» в литературе, то Чайковский – это «наше все» в музыке. Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городке на Урале.
Отец композитора служил директором горного завода и был большим любителем музыки. В семье царила атмосфера взаимной любви и творчества. В доме Чайковских нередко проходили любительские концерты.
Произведения Чайковского знакомы даже тем, кто далек от музыки. Среди самых известных – балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»…
На диске:
1. Сюита из балета «Щелкунчик»,
2. Сюита из балета «Лебединое озеро».
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер – Евгений Светланов.
ТОМ 3. Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт был не просто композитором. Он был гением: в четыре года свободно импровизировал, в пять лет написал концерт для клавесина, в двенадцать – первую оперу. Необычайная одаренность принесла ему триумфальную славу еще в ранние годы жизни. Легкость, изящество, ясность, простота, виртуозный блеск характеризуют его музыку.
Не было практически ни одного жанра того времени, в котором бы он не творил. Однако наибольших успехов Моцарт достиг в опере. Его лучшая опера «Волшебная флейта» создана под влиянием идей масонства.
На диске:
1. Маленькая ночная серенада соль мажор, K 525. Венский филармонический оркестр; дирижер – Вильгельм Фуртвенглер.
2. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», KV 492. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии; дирижер – Евгений Мравинский.
3. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии; дирижер – Арнольд Кац.
4. Симфония № 40 соль минор, K 550. Оркестр Государственного академического Большого театра; дирижер – Эри Класс.
ТОМ 4. Иоганн Штраус
«Король вальсов» Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. С малых лет Иоганн наблюдал работу знаменитого отца в оркестре. Он рано стал учиться игре на фортепиано, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет наигрывал свои собственные танцы. Ни отец, ни мать не желали музыкального будущего своему сыну. Однако попытки родителей пристроить его к банковскому делу не имели успеха.
Публичное выступление девятнадцатилетнего Штрауса с собственным оркестром 15 октября 1844 года стало для венской публики настоящей сенсацией. Соотечественники с энтузиазмом приняли нового музыканта, охотно посещая концерты обоих Штраусов. Конечно, без соперничества не обошлось.
Уже на следующий день после дебюта Штрауса-младшего газеты писали: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын».
На диске:
1. «Марш Радецкого», соч. 228 (Иоганн Штраус-отец). Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/ дирижер – П. Коган.
2. Вальс «На прекрасном голубом Дунае» соч. 314. Большой симф. оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / дирижер – Г. Рождественский.
3. Вальс «Жизнь артиста», соч. 316. Большой симф. оркестр Всесоюзного Радио и телевидения/дирижер – Г. Рождественский.
4. «В Крапфенвальде», французская полька, соч. 336. Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/дирижер – П. Коган.
5. Полька «Трик-трак», соч. 214. Большой симф. оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения/дирижер – Г. Рождественский.
6. «Полька-пиццикато» (Иоганн Штраус-сын и Йозеф Штраус). Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/дирижер – П. Коган.
7. Галоп «Perpetuum mobile» соч. 257. Большой симф. оркестр Всесоюзного Радио и телевидения/дирижер – Г. Рождественский.
8. «Путь открыт», быстрая полька, соч. 45 (Эдуард Штраус). Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/дирижер – П. Коган.
9. «Императорский вальс», соч. 437. Большой симф. оркестр Всесоюзного Радио и Центрального телевидения/ дирижер – Г. Рождественский.
10. Вальс «Утренние листики», соч. 279. Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/дирижер – П. Коган
11. Полька «Гром и молния», соч. 324. Гос. симф. оркестр Министерства культуры СССР/дирижер – П. Коган.
12. Вальс «Розы юга» соч. 388. Гос. камерный оркестр Грузии/дирижер – Лиана Исакадзе.
ТОМ 5. Эдвард Григ
Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, глубоко национально. Наибольшую популярность среди его сочинений приобрели две сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Красивейшие симфонические зарисовки – «Утро», «Смерть Озе», «В пещере горного короля» и «Песня Сольвейг» – стали своеобразным отличительным знаком композитора.
Именно музыка к «Пер Гюнту» открыла Григу путь к европейскому признанию. Совместно с Ниной Хагеруп, преданной спутницей жизни и замечательной исполнительницей его песен, Григ объездил всю Европу. Их концерты повсюду собирали множество слушателей. Преждевременная смерть дочери, тяжело переживаемая обоими супругами, не смогла разрушить их творческий союз и взаимопонимание…
На диске:
1. «Пер-Гюнт», сюита № 1. Большой симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения/дирижер – Геннадий Рождественский.
2. «Пер-Гюнт», сюита № 2. Большой симф. Оркестр
Всесоюзного радио
и Телевидения/дирижер –
Геннадий Рождественский.
3 Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, оp. 16.
Берлинский филармонический оркестр/дирижер – Вильгельм Фуртвенглер.
ТОМ 6. Николй Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой. Однако всепоглощающая страсть к музыкальному искусству обнаружилась в нем лишь несколько лет спустя.
По окончании Морского корпуса юношей восемнадцати лет он отправился в кругосветное плавание. Вернувшись, твердо решил посвятить себя пленившей его музыке. Первую известность композитору принесла симфоническая картина «Садко». В ней Римский-Корсаков отразил впечатления, полученные на корабле: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами…
На диске:
1. Симфоническая сюита «Шехерезада», оp. 35. Государственный академический симфонический оркестр; дирижер – Евгений Светланов.
2. «Испанское каприччио», оp. 34. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения; дирижер – Владимир Федосеев, Борис Корсаков, скрипка.
ТОМ 7. Людвиг ван Бетховен
Многие черты характера – гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность – Людвиг унаследовал от своего деда Луи Бетховена.
Людвиг родился на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и только одним окошком, проделанным в скате черепичной крыши. В такой бедной обстановке начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.
В молодом возрасте Людвиг становится одним из первых виртуозов Вены, впечатляя слушателей потрясающей игрой. Лестные отзывы несутся со всех сторон, его считают одним из самых перспективных музыкантов. В двадцать шесть лет у композитора появляются первые признаки глухоты, ставшей глубокой трагедией его жизни. Тем не менее его лучшие сонаты – «Лунная», «Патетическая», «Крейцерова», «Апассионата» – свидетельствуют о потрясающем внутреннем слухе великого музыканта.
На диске:
1. Cоната для фортепиано № 14 до диез минор, оp. 27 № 2, «Лунная». Эмиль Гилельс, фортепиано.
2. Симфония №. 5 до минор, оp. 67.
3. «Кориолан», увертюра, оp. 84. Берлинский Филармонический оркестр/дирижер – Вильгельм Фуртвенглер.
ТОМ 8. Антонин Дворжак
Фамильной профессией Дворжаков, достойно передаваемой из поколения в поколение предками, было мясницкое дело. В наследство Антонину – первенцу из не очень преуспевающей семьи – предназначались лавка и трактир в небольшом чешском местечке Нелагозевес.
Тяжелый труд и борьба за выживание – вот и все перспективы на будущее. Однако с самого раннего детства Дворжака больше всего интересовала музыка. Судьба его родины стала его судьбой.
Возрождение чешской национальной культуры, отвоевавшей у господствующей Австрии право на независимые газеты и журналы, драматический и оперный театры, а также творчество Бедржиха Сметаны, основоположника национальной композиторской школы – все это сформировало Дворжака, которого чехи назвали своим музыкальным классиком.
На диске:
1. «Славянские танцы». Симфонический оркестр Ленинградской филармонии/Дирижер – Курт Зандерлинг.
2. Симфония № 8 соль минор.
3. Симфония № 10 ми минор. Камерный оркестр МГК им. Чайковского/Дирижер – Геннадий Черкасов.
4. Симфония № 9 ми-минор. «Из Нового Света» op. 95. Гос. симфонический оркестр СССР/дирижер – Николай Аносов.
5. Увертюра «Карнавал», соч. 92. Большой симфонический Оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
ТОМ 9. Фредерик Шопен
Родина всегда была главной вдохновительницей произведений Шопена. Польше и ее народу он посвятил все свое творчество. Судьба вынудила двадцатилетнего Шопена покинуть свою страну, как оказалось, навсегда. Он обосновался в Париже и покорил французскую столицу мастерством фортепианной игры, как когда-то покорили Вену Моцарт и Бетховен. Подобно Листу он был признан лучшим пианистом мира.
На диске:
1. Вальс ми бемоль мажор «Grande Valse Brillant», оp. 18. Бэла Давыдович, фортепиано
2. Вальс до диез минор, оp. 64 № 2. Станислав Нейгауз, фортепиано.
3. Вальс ре бемоль мажор, оp. 64 № 1 «Минутка». Бэла Давыдович, фортепиано.
4. Полонез ля бемоль мажор, оp. 53 «Героический». Артур Папазян, фортепиано.
5. Ноктюрн ре бемоль мажор, оp. 27 № 2. Маргарита Федорова, фортепиано.
6. Полонез ля мажор, оp. 40 № 1. Михаил Воскресенский, фортепиано.
7. Мазурка ля минор, оp. 59 № 1. Яков Флиэр, фортепиано.
8. Мазурка си бемоль мажор, оp. 7 № 1.
9. Мазурка ре мажор, оp. 33 № 2.
10. Фантазия-экспромт до диез минор, оp. 66. Станисалв Нейгауз, фортепиано.
11. Баллада № 1, соль минор, оp. 23. Эмиль Гилельс, фортепиано.
ТОМ 10. Сергей Иванович Танеев
Любимый ученик Петра Чайковского Сергей Танеев после окончания Московской консерватории навсегда связал свою жизнь с Москвой и ее музыкальной жизнью. За принципиальность характера и прямоту высказываний, а также безупречность композиторского стиля его называли «совестью музыкальной Москвы». Необычайным профессионализмом в области симфонической музыки отличаются его Четвертая симфония, а также кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма». За сходство музыкальных стилей и чисто внешних черт его прозывали «русским Брамсом».
На диске:
1. Концертная сюита для скрипки с оркестром, соч. 28. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио/Э. Грач, дирижер – Геннадий Рождественский.
2. Симфония № 4, c-moll, 1 часть (или 1 и 2 части). Симфонический оркестр Новосибирской филармонии/Арнольд Кац.
ТОМ 11. Джузеппе Верди
Верди родился в 1813 году в селе Ле-Ронколе, расположенном неподалеку от Пармы, в небогатой семье торговца вином. Некоторое время служил у купца Антонио Барецци, большого любителя музыки. После окончания консерватории Верди был утвержден дирижером городской коммуны. Его оперы «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», образующие своеобразную трилогию, получили огромную популярность. Премьера «Риголетто» имела большой успех, а «Песенка Герцога» произвела настоящий фурор. Расходясь из театра, публика напевала: «Сердце красавиц склонно к измене…»
Когда он умер в возрасте 88 лет, по всей Италии был объявлен национальный траур.
На диске:
Фрагменты из опер:
«Риголетто», Песенка Герцога из 3 акта, Баллада Герцога из 1 акта. Оркестр ГАБТ СССР/дирижер Б.Хайкин; Ион Писо, вокал;
«Травиата». И. Козловский/Гос. Симфонический оркестр СССР/А. Орлов.
Ария Альфреда из 2 акта. А. Айдинян, тенор/оркестр БТ СССР, дирижер – А. Жюрайтис.
Ария Жермона из 2 акта. А. Розум, баритон/оркестр ГАБТ/Б. Хайкин.
«Отелло» Джейн Марш, оркестр Большого театра СССР/дирижер – Марк Эрмлер
Монолог Отелло К. Заринь/Оркестр ГАБТ СССР, дирижер Марк Эрмлер.
«Аида», Ария Радамеса из 1 акта Е. Райков, тенор/Оркестр ГАБТ СССР, дирижер – Марк Эрмлер.
«Сила судьбы»; Симф. оркестр Н-Би-Си/дирижер – А. Тосканини.
ТОМ 12. Феликс Мендельсон-Бартольди
Мендельсон родился в 1809 году в Гамбурге в семье банкира. В одиннадцать лет Феликс поступает в Берлинскую певческую академию. О 13-летнем Мендельсоне Генрих Гейне говорит как о «музыкальном чуде».
Он прожил короткую жизнь – всего 38 лет. Был счастлив в браке, гармоничная семейная жизнь его окрыляла. Увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», куда входит хорошо всем известный «Свадебный марш», принесла Мендельсону мировую славу.
Но по-настоящему популярен марш стал после того, как прозвучал на свадьбе принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха 25 января 1858 года.
На диске:
1. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, ор. 64. Виктор Пикайзен, скрипка/ Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер – Геннадий Рождественский.
2. Серьёзные вариации ре минор, соч 54. Марина Мдивани, фортепиано.
3. Большое трио №1 для ф-но, скрипки и виолончели. Л. Оборин, Д. Ойстарх, С. Кнушевицкий.
ТОМ 13. Иоганн Себастьан Бах
Прапрадед Иоганна Себастьяна Баха был булочником, отец – скрипачом. Осиротевшего в девять лет мальчика воспитывал и учил музыке старший брат. Учил скучно.
Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, десятилетний Иоганн тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев утомительной работы сильно повредили зрение будущего композитора, который в конце жизни совершенно ослеп.
При жизни Бах не получил широкого признания. Интерес к его музыке возродился почти восемьдесят лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено одно из величайших произведений Баха – «Страсти по Матфею».
На диске:
1. Токката и фуга ре минор, BWV 565. Леонид Ройзман, орган
2. Сюита №2, си минор, для флейты, BWV 1067 Менуэт. Всесоюзный оркестр радио/дирижер – А. Гаук.
3. Концерт для гобоя, скрипки и оркестра, Allegro. Е. Непало, А. Абраменков, Моск. Кам. оркестр/дирижер – Р. Баршай.
4. Бранденбургский концерт № 4, соль мажор, BWV 1049, Allegro. Кам. оркестр МГФ/дирижер – Игорь Ойстрах.
5. Ария из «Рождественской оратории». Валентина Левко, контральто/Кам. оркестр солистов оркестра МГФ.
6. Концерт для клавира с оркестром, ре минор, BWV 1052, Allegro. Андрей Гаврилов, фортепиано/Кам. оркестр, дирижер Ю. Николаевский.
7. Кантата № 208, «Охотничья», BWV 208, Ария. Гаэлин Габора, вокал/В. Спиваков, А. Шейнюк, Ф. Готлиб, Ю. Туровский.
8. Кантата № 47, «Кто сам себя возвеличивает, тот должен быть унижен!». Хор Юрлова/Моск. Кам. оркестр/дирижер – Р. Баршай.
9. Бранденбургский концерт № 2, фа мажор, BWV 1047, Allegro assai. Ансамбль солистов Акад. Симф. Оркестр Моск. Гос. филармонии/дирижер – И. Ойстрах.
10. Бранденбургский концерт № 3, соль мажор, BWV 1048. Московский Камерный оркестр/дирижер – Р. Баршай.
ТОМ 14. Рихард Вагнер
В истории мирового музыкального искусства едва ли найдется фигура более противоречивая, чем Вагнер. В нем отразились противоречия позднего немецкого романтизма, обусловленные сложной исторической обстановкой в Германии XIX века.
Революция 1848 года, контрреволюция, образование Германской империи…
Оперы Вагнера – это фантастический, нереальный мир образов: драконы, карлики, гиганты, боги и полубоги, копья, шлемы, мечи, трубы, кольца, рожки, арфы, знамена, бури, радуги, лебеди, голуби, озера, реки, горы, пожары, моря и корабли на них, чаши с ядом и волшебными напитками, летающие кони, заколдованные замки… Повсюду царят магия, колдовство, а неизменный фон – борьба между добром и злом, грехом и спасением, мраком и светом.
На диске:
Оркестровые фрагменты из опер.
1. «Валькирия» – «Полет валькирий».
2. «Тангейзер» – Увертюра ми мажор.
3. «Лоэнгрин» – Вступление к III действию.
4. «Тристан и Изольда» – Вступление и смерть Изольды.
5. «Гибель богов» – Траурный марш. Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии/дирижер – Е. Мравинский.
6. «Летучий голландец» – увертюра. Оркестр Государственной филармонии/дирижер Давид Ойстрах.
ТОМ 15. Александр Порфирьевич Бородин
Бородин известен не только как русский композитор, но и как ученый-химик. Он был внебрач-
ным сыном князя Гедианова. При рождении его записали как сына крепостного слуги князя Порфирия Бородина. Окончив Медико-хирургическую академию, Бородин примкнул к балакиревскому кружку («Могучей кучке»).
Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь» – создавалось в течение восемнадцати лет, но так и не было окончено. После смерти композитора оперу завершили близкие друзья – Римский-Корсаков и Глазунов.
«Князь Игорь» отличается мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. Наряду с картинами Древней Руси она воссоздает характерные образы Востока. Вершина русского и мирового эпического симфонизма – его Вторая («Богатырская») симфония.
На диске:
1. Опера «Князь Игорь». Хор и оркестр Большого театра/Марк Эрмлер.
2. «В Средней Азии». Государственный симфонический оркестр СССР/дирижер Евгений Светланов.
3. Симфония №2. си минор, соч. Гос. академический симфонический оркестр СССР/дирижер – Евгений Светланов.
ТОМ 16. Жорж Бизе
Бизе приобрел всемирную известность как автор одного, ставшего очень популярным произведения. В истории музыки такие случаи довольно редки. Этим произведением стала опера «Кармен». Он родился в Париже в 1838 году. Отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и была его первой учительницей музыки. Две сюиты к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» вошли в золотой фонд мировой симфонической музыки.
Бизе оценил, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке»: «Я уверен, что нашел свою дорогу». Эта дорога привела его к созданию «Кармен». Преждевременная смерть композитора, вероятно, была ускорена скандалом, который разыгрался после премьеры оперы. Сюжет «Кармен» посчитали очень откровенным, а музыку – слишком серьезной и сложной. Почти все отзывы прессы были отрицательными.
На диске:
1. Сюита № 1 из музыки к опере «Кармен».
2. Сюита № 2 из музыки к опере «Кармен». Симф. оркестр/дирижер – И. Маркевич.
3. Три пьесы для фортепиано и скрипки. З. Шихмурзаева, скрипка; М. Мунтян, фортепиано.
4. «Детские игры», соч. 22, мал. сюита для оркестра. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио/И. Маркевич.
5. Симфония до мажор, 1 часть. Московский государственный симф. оркестр/дирижер – В. Дударова.
ТОМ 17. Роберт Шуман
Один из выдающихся композиторов первой половины XIX века, представляющих направление романтизма, Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе, далеком от музыки. Женой Шумана стала дочь его учителя Клара Вик, выдающаяся пианистка.
В год женитьбы Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо.
Однако в 1854 году после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в лечебницу близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 года.
На диске:
1-8. «Крейслериана», 8 фантастических пьес. М. Вознесенский, фортепиано.
9. «Детские сцены» соч. 15. В. Горностаева, фортепиано.
10. «О далёких странах и людях».
11. «Забавная история».
12. «Игра в пятнашки».
13. «Вопрошающее дитя».
14. «Полное счастье».
15. «Важное событие».
16. «Грезы».
17. «У камина».
19. «Рыцарь на деревянной лошадке».
20. «Почти серьезно».
21. «Пуганье».
22. «Засыпающее дитя».
23. «Поэт говорит».
24. «Лесные сцены», соч. 82. И. Жуков, фортепиано.
25. «Вступление».
26. «Одинокие цветы».
27. «Вещая птица».
28. «Прощание».
ТОМ 18. Морис Равель
Равель родился в 1875 году в небольшом городке Сибур, недалеко от испанской границы, в доме на бульваре Нивелль, переименованном в бульвар Мориса Равеля еще при жизни композитора. Среди друзей Равеля было несколько русских деятелей искусства: Стравинский, Дягилев, Нижинский, Фокин. Именно благодаря Фокину появилось одно из лучших произведений Равеля – балет «Дафнис и Хлоя».
В 1908 году Равелю выпал первый крупный успех, связанный с исполнением «Испанской рапсодии». Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн заказала Равелю испанскую танцевальную сцену для солирующей танцовщицы и группы балетных кавалеров. Так в 1928 году появился один из оркестровых шедевров французской музыки – «Болеро».
На диске:
1. «Болеро». Ленинградский филармонический оркестр/дирижер – Е. Мравинский.
2. «Павана усопшей инфанте». Эмиль Гилельс, фортепиано.
3. Сюита № 2 «Дафнис и Хлоя». Берлинский филармонический оркестр/дирижер Вильгельм Фуртвенглер.
4. Вальс (хореографическая поэма). Московский Филармонический симфонический оркестр/дирижер К. Кондрашин.
ТОМ 19. Джоаккино Россини
Его называли «последним классиком», а публика аплодировала ему как королю комического жанра. Две оперы обессмертили его имя – «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Достижений в области оперы Россини добился за каких-то двадцать лет. После чего последовало долгое молчание в творчестве, длившееся целых сорок лет.
Это один из самых непостижимых случаев в истории культуры – то ли почти демонстративная отстраненность, достойная, впрочем, этого загадочного ума, то ли свидетельство его легендарной лености.
Немногие заметили, что им все больше овладевала неврастеническая тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью. Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, общаясь преимущественно с небольшой группой гостей, завсегдатаев его домашних вечеров.
ТОМ 20. «Русская классика», Сборный диск
Михаила Ивановича Глинку считают основателем большинства русских музыкальных традиций. Вместе со своим современником Александром Даргомыжским он стал плодовитым источником могущественного потока русской музыки, проявившегося в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, композиторов «младшего» поколения.
Опера Глинки «Иван Сусанин», которая, по выражению Чайковского, была «первой и лучшей русской оперой», стала своеобразной парадигмой для произведений других авторов.
Гений Модеста Мусоргского, отличается прежде всего величайшим гуманизмом, горячим откликом на человеческие страдания. Его творческое кредо – «жизнь, где бы она ни сказалась; правда, как бы ни была солона» – отлично характеризует его правдивое, обличительное, нередко гневно-сатирическое искусство.
В музыке Анатолия Лядова ясно ощущается присутствие его учителя и близкого друга – Римского-Корсакова. От него Лядов перенял увлечение волшебной, сказочной тематикой: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте – чего нет, только тогда я счастлив».
На диске:
Глинка Михаил.1. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Оркестр ГАБТ/дир. Ю. Симонов.
2. «Вальс-фантазия».
3. «Камаринская».
Лядов Анатолий.
1. «Музыкальная табакерка».
2. «Кикимора».
3. «Баба Яга». Гос. Симфонический оркестр СССР/дир. Е. Светланов.
Мусоргский Модест.
«Картинки с выставки». С. Рихтер, фортепиано.