19 января 2015 года на лейбле Deutsche Grammophon вышел диск Григория Соколова – “Соколов. Концерт в Зальцбурге”.
Это первый диск, вышедший после подписания выдающимся пианистом контракта с Deutsche Grammophon в октябре 2014 года, и первый диск официальный диск Григория Соколова за почти двадцать лет.
Публикуем перевод рецензии на диск, вышедшей в английской газете “The Times”.
Руководители студии Deutsche Grammophon восторженно пожимали друг другу руки в честь подписания контракта с блестящим и неповторимым Григорием Соколовым – пианистом, который настолько редко делает записи и даёт концерты в Великобритании, что данное событие можно назвать не менее эксклюзивным, чем заключение сделки с Лох-несским чудовищем.
Последняя запись, которую удалось сделать с Григорием Соколовым, именуемым на западе “Русским чудом”, была выпущена в 1996 году. Пианист избегает работать в студии, равно как и записывать фортепианные концерты – по причине недостаточного количества времени на репетиции с оркестром.
Таким образом, единственная возможность записать его – установить микрофоны на сольном концерте. При этом рояль должен быть тщательнейшим образом подготовлен и быть не выпущенным с фабрики не более пяти лет назад на момент исполнения. Ходят слухи, что Соколов даже не подпускает рабочих сцены к своему фортепианному стулу.
Поэтому, ко всеобщему сожалению, большого потока продукции студии DG с этим исполнителем ожидать не стоит. Ещё одно основание для того, чтобы уделить особое внимание этой пластинке, записанной с концерта, который прошел в Зальцбурге 30 июля 2008 года и получил высокую оценку критиков.
Григорий Соколов подписал эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon
Григорий Соколов открывал концерт ля мажорной сонатой Моцарта (К. 280) и с самых первых аккордов очаровал публику своей игрой. Четкая изящная и артикуляция и тщательно исполненные украшения – всё это является показателями творческой и глубокой игры высочайшего уровня. Adagio Соколов сыграл в другом ключе: как приверженец традиционного русского стиля, он окрасил ноты темными тонами и наполнил их мощным объемом.
Природа его русской души также проявляется в волшебном калейдоскопе из 24 прелюдий Шопена, где вторая пьеса, ля минорное Lento, движется подобно повозке с волами в “Картинках с выставки”. Сравните это с его прозрачными пируэтами в начале прелюдии № 15 или с необычайной свежестью музыкальных фраз и выразительностью подобного фрагмента прелюдии № 7.
Всё многообразие его игры, включающее в себя 57 различных штрихов и своеобразие фактуры, было также продемонстрировано в великодушных выходах на бис, которых было шесть, начиная с великого Шопена, продолжая мечтательным Скрябиным и заканчивая оживленными трелями в Les Sauvages Рамо.
Григорий Соколов: «Если искусство становится службой – это катастрофа!»
Наряду с некоторыми окружающими шумами, аплодисменты всегда присутствуют в живых записях, причём иногда начинаются даже не дожидаясь окончания финального аккорда.
Это может раздражать, но вряд ли кто-то способен совладать с эмоциями, когда за роялем такой великий исполнитель как Григорий Соколов.
Джефф Браун, “The Times”. Перевод – Андрей В.