Валерий Гергиев, выступая 6 июня 2024 года на дискуссии в рамках ПМЭФ «Великие культуры: новые возможности развития творческого взаимодействия стран БРИКС», ответил на вопрос о рисках глобализации культуры.
«Я представитель профессии, которая так же зависит от творчества Чайковского, как она зависит от творчества Моцарта,
— начал он.
— Мы живем ежедневно в пяти, в шести культурах, даже если не хотим этого делать. В памяти у нас, наверное, если не тысячи, то сотни явлений, мы не можем их забыть, потому что это слуховые, музыкальные образы.
Этот тип глобализации я нахожу необходимым, никто и никогда не сможет объяснить мне и, я думаю, практически всем, кто работает в коллективах, которые я возглавляю, что «с завтрашнего дня Бах отменяется».
Это бесполезная совершенно попытка, ее не надо обсуждать в таком составе, потому что любой ребенок где-то на подходе к 6–7 годам, наверное, тоже будет нашим сторонником».
При этом худрук Мариинского и директор Большого театра отметил, что, с другой стороны,
«можно говорить» о том, что «в России происходят явления, которые громадным числом россиян не очень хорошо воспринимаются».
Мерилом возможности принятия явлений из других культур дирижер считает талант.
«Я не сторонник отказываться от чего-либо интересного, и особенно талантливого,
— подчеркнул он.
— Мы воспринимаем национальные и интернациональные акции одинаково уважительно — как только они хотя бы попахивают человеческим талантом. За такую дружбу, за такую глобализацию я тоже голосую двумя руками».
При этом талант, по мнению дирижера, остается ключевым критерием, когда аргументом выставляют патриотизм.
«Я за то, чтобы я сам был окружен только патриотами,
— заявил Гергиев.
— С одним условием: я не могу предоставить им главную премьеру сезона только потому, что я люблю свою страну. И он любит. И тот любит. Ты докажи твоим талантом, что твой взгляд на мир неординарен, ярок, и он будет интересен в театре».
Также о значимости мировой культуры и российской культуры именно в контексте культуры мировой говорил на той же дискуссии ПМЭФ директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Глобализм бывает вульгарный, когда считается, что музей — музей, если в нем есть магазин, а если нет магазина — он не музей, — такой глобализм кончился,
— сразу провел границу Пиотровский.
— Теперь у нас торжествует культурная независимость, культурный суверенитет. У него тоже свои особенности и проблемы, потому что и культурный суверенитет, который основан на традиционных ценностях и на исторической памяти, может быть основой и для дружбы, и основой для войны и убийств — абсолютно одинаково.
Все это должно работать правильно и мирно, если мы понимаем, что это входит в состав мировой культуры. Не «глобализм», а понимание единства мировой культуры. Нашу культуру нельзя отменить не потому, что она хорошая. А потому что она — часть мировой культуры».