24 сентября в Бетховенском фойе Большого зала филармонии состоялась пресс-конференция к открытию сезона 2020-2021 Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
Ключевыми темами стали: возобновление пост-пандемической деятельности, грядущий 100-летний юбилей филармонии, которому и посвящен новый, а также последующий концертные сезоны.
«Наш сезон начнется с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора,
– рассказал на пресс-конференции к открытию сезона Илья Черкасов, директор Петербургской филармонии,
– Ограничения не такие жесткие, какими они были еще совсем недавно, мы будем работать в строгом соответствии с ними: публика будет допускаться в зал исключительно в масках и после замера температуры, всюду будут размещены дезинфицирующие средства.
Пока заболевших у нас нет. Несколько человек переболело по весне, и мы очень надеемся что с нами не случится того, что с происходит иногда с коллегами, которые вынуждены отменять концерты и спектакли потому, что кто-то из участников заболел. Мы очень рассчитываем на то, что в скором времени залы будут наполняться не хуже, чем до начала пандемии».
Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, отметил, что
«поскольку нынешний сезон посвящен 100-летию филармонии, в программу его первого концерта вошли два знаковых произведения, связанные с историей как собственно вековой филармонической так и дофилармонической.
В частности, премьера Первой симфонии Шостаковича состоялась в нашем зале в 1926 году в исполнении того же оркестра, который сыграет ее и на открытии нынешнего сезона, именно с этой премьеры началось всемирное признание Шостаковича-композитора. Третий концерт Рахманинова также впервые прозвучал в Петербурге именно в нашем зале в 1911 году в исполнении автора».
Заместитель художественного руководителя филармонии рассказал о сложностях, с которыми сейчас сталкивается любая концертная организация в попытках спланировать сезон:
«Не открою большого секрета, сказав, что наша афиша октября – это «план Б». У нас было запланировано достаточно много выступлений зарубежных исполнителей, которые сейчас физически не могут к нам приехать – невозможно получить визы, невозможно осуществить международный перелет, поэтому мы вынуждены переносить эти концерты на другие сроки.
Однако мы очень надеемся, что к декабрю ситуация может улучшиться, поскольку на этот месяц мы традиционно планируем концерты Международного фестиваля «Площадь Искусств». Представить событие такого уровня без участия зарубежных исполнителей крайне сложно».
Отвечая на вопрос о современной музыке и мировых премьерах в новом филармоническом сезоне Евгений Петровский рассказал о том, что столетию филармонии должно быть посвящено новое сочинение Родиона Щедрина:
«Родион Константинович обещал, что сочинит или симфоническую поэму, или концертную увертюру, которая впервые прозвучит в филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России и будет посвящена нашему юбилею.
Эта премьера должна состояться в рамка одного из исторических циклов, который мы запланировали на этот сезон. Он называется «Вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербургская филармония от “Сотворения мира”», в одном из его концертов должна прозвучать оратория Гайдна «Сотворение мира», с которой собственно и началась прафилармониеская история, своего рода филармонический Ветхий Завет – сочинение прозвучало в 1802 году, это был первый концерт Петербургского филармонического общества, одного из первых в Европе.
А в завершающем концерте этого цикла должно прозвучать то сочинение, которое пока еще не создано, но будет написано к лету 2021 года».
В числе других композиторов XX века, чья музыка прозвучит в сезоне – имена Кшиштофа Пендерецкого, Анри Дютийё, Леонида Десятникова, Сергея Слонимского, мировые премьеры симфоний которого должны были состояться в филармонии еще прошедшим летом, но по понятным причинам были перенесены на новый сезон.
Николай Луганский: «Классическая музыка должна быть в программе каждой школы»
Николай Луганский, солист первого концерта нового сезона, комментируя ситуацию, в которой оказались концертные организации в связи с пандемией, отметил, что, по его мнению,
«рассадка в зале должна быть полная, а поездки в метро, автобусе и лифте представляют для здоровья большую опасность, чем посещение концертного зала».
«В конце августа я сыграл сольный концерт в Варшаве, а в начале сентября – в венском Концертхаусе, летал и туда и обратно я через Лондон, что само по себе уже достаточно комично.
И в Польше, и в Австрии на тот момент все было относительно спокойно, но я слышал что сейчас в этих странах, по крайней мере в Австрии, ситуация начала меняться в худшую сторону.
После этих концертов у меня вновь пошли отмены, в октябре и в первой половине ноября в Европу я видимо не поеду, но к счастью в России достаточно замечательных концертных залов»,
– заключил пианист.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича