5 марта 2016 года не стало Лидии Крупениной. Ей было 87 лет. Она могла бы стать звездой Большого театра, но, выбрав роль первой звезды советской провинции, не ошиблась.
Выдающаяся балерина Лидия Крупенина – лицо новосибирского балета, первая Народная артистка из Сибири, одна из тех, благодаря кому Советский Союз в эпоху натянутых отношений с Западом еще раз доказывал превосходство на отдельных фронтах сферы искусств. Мол, куда вам тягаться с нами. Посмотрите, как наша провинция может.
“Поразительно! Советская балерина в очередной раз показала высший уровень искусством даже в самых удаленных областях Советского Союза”,
– удивлялись зарубежные издания.
На самом деле, Новосибирск был не самым провинциальным городом нашей родины, а Крупенина родилась москвичкой. Прожила в столице 18 лет и даже блистала на сцене Большого с легендарной Суламифью Месеррер.
В 1941 году танцевала амурчика в “Дон Кихоте”. Тогда, глядя на Мессерер, исполняющую роль Китри, дала себе слово, что когда-нибудь на сцене Большого исполнит эту партию сама.
Она родилась в большой и небогатой семье. Училась на солистку, зная, что пробиться в Большой будет невероятно трудно. Солистов было много, постановок – мало. Считалось счастьем, если артисту удавалось быть занятым в одной-двух постановках в год.
После окончания хореографического училища Крупениной сказали, что смогут взять ее только через год. В условиях ограниченных финансов ждать она не могла. И тогда близкая подруга посоветовала ей уехать из Москвы. “Здесь сложно вырасти, здесь у тебя не будет жизни. Будешь работать только для семьи. Подумай”.
Она колебалась между Ригой и Горьким, куда ее приглашали ведущей балериной. В итоге выбрала Новосибирск. Купилась современным театром, построенным в 1945 году. И, как часто признавалась, не пожалела.
За несколько лет Крупенина стала ведущей солисткой. Партии, о которых мечтают балерины, станцевала в самом начале жизни на сцене. А в роли Китри в том самом “Дон Кихоте” действительно блистала в Большом во время гастролей новосибирского балета.
Провинция дала ей не только профессиональное, но и личное счастье. Одна из самых ярких ролей – Хозяйка медной горы, которую она исполняла в паре с мужем, Юрием Гревцовым. Именно Крупенина ввела в моду в Новосибирске – партнерствовать с мужем.
“Ну это же очень удобно, – отвечала она журналистам. – Вы только представьте. Просто кавалера вы не сможете попросить поработать в выходной или во внеурочное время. А мужа – пожалуйста”.
Уже взрослой и немолодой женщиной, она говорила, что одно из главных ее достижений на Новосибирской сцене – это разрушение запрета на бездетность балерин.
“Раньше балерины никогда не рожали, им запрещали иметь детей. Но мы, москвички, приехавшие в Новосибирск, стали рожать. И я считаю, что это было правильно. Я стала по-другому танцевать. Более эмоционально, более выразительно, более мягко. Словно душа раскрылась”.
Она не стеснялась говорить, что счастлива. И что счастье – не дается за просто так.
“В нашей профессии счастье приходит к тем, у кого есть сила воли”.
Пожалуй, этот урок от выдающейся балерины справедлив и вне балетных стен.
Лидия Ивановна Крупенина родилась в 1928 году в Москве. В 1947 году окончила Московское хореографическое училище при Большом театре. С 1947-1980 годы работала балериной в НГАТОиБ. Партии: Нина (“Маскарад”), Аврора (“Спящая красавица”), Китри (“Дон Кихот”), Ширин (“Легенда о любви”), Хозяйка каменной горы (“Каменный цветок”). С 1973 по 1980 – худрук Новосибирского хореографического училища. С 1980 – педагог-репетитор.
Евгения Коробкова, “Известия”