Австрийский дирижер и музыковед Николаус Арнонкур скончался 5 марта 2016 на 87-м году жизни.
Как сообщают австрийские СМИ, он тяжело болел.
Николаус Арнонкур перестал работать всего несколько месяцев назад — о своем уходе он объявил в декабре 2015 года.
«Мое физическое состояние требует отменить все, что было запланировано»,
— написал он в письме, обращенном к слушателям концертного зала Общества любителей музыки в Вене.
Николаус Арнонкур считается одним из величайших дирижеров всех времен.
Он прославился исполнением произведений эпохи классицизма и барокко. В его репертуаре также были произведения композиторов XIX и XX веков. В 2001 и 2003 годах он дирижировал Новогодним концертом Венского филармонического оркестра.
Арнонкур — не только дирижер, но и автор нескольких книг по истории музыки.
Николаус Арнонкур, дирижер, виолончелист, философ и музыковед — одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира.
Граф Иоганн Николаус де ла Фонтэн и д´Арнонкур — Неустрашимый (Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d’Harnoncourt-Unverzagt) — отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Европы. Рыцари-крестоносцы и поэты, дипломаты и политики из рода Арнонкуров играли немаловажную роль в европейской истории, начиная с 14-го века.
По материнской линии Арнонкур в родстве с семейством Габсбургов, но великий дирижер не считает свое происхождение чем-то особенно важным. Он родился в Берлине, вырос в Граце, учился в Зальцбурге и Вене.
“Пионер аутентизма”, “отец возрождения старинной музыки” сегодня и уважаемый патриарх этого направления, и самый критикуемый его представитель.
Свой ансамбль исторических инструментов “Concentus musicus Wien” он создал в 1953 году, когда такая деятельность считалась уделом немногочисленных эксцентрических энтузиастов. Но когда аутентизм набрал силу, Николаус Арнонкур обратился к работе с современными оркестрами, за что его стали критиковать уже коллеги-аутентисты.
Однако именно парадоксальный, непредсказуемый Арнонкур стал, пожалуй, первым дирижером, доказавшим жизненность и, если угодно, конкурентоспособность “исторического исполнительства”. В 1960-е годы он осуществил масштабные баховские проекты. В 1966-м выбрал для дебюта “Concentus musicus” в Англии “Мессию” Генделя.
А в 1970-е его классические, до сих пор непревзойденные работы в Цюрихской Опере — “Орфей”, “Коронация Поппеи” и “Возвращение Улисса” Монтеверди в постановках Жана-Пьера Поннеля, моцартовские оперы в постановке Юргена Флимма — ознаменовали приход музыкального аутентизма в театр и положили начало альянсу дирижеров этого направления с крупнейшими режиссерами отнюдь не реставраторских устремлений, что и поныне приносит свои плоды.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ