Более тысячи зрителей собрались в центре Генуи, чтобы услышать игру легендарного скрипача Захара Брона на любимой скрипке Никколо Паганини.
Редкая возможность взять в руки знаменитую «il Cannone» («Пушка») предоставлялась лишь некоторым победителям одного из самых престижных музыкальных конкурсов в мире, носящего имя итальянского виртуоза.
Брон в их число не входил. В 1974 году он должен был состязаться в Генуе, но оказался в итоге в Новосибирске, где и началась его блестящая педагогическая карьера. 17 декабря 2022 года Захару Нухимовичу Брону исполняется 75 лет.
Поступившее в 2018 году из Генуи предложение сыграть концертную программу на редком инструменте стало для Захара Нухимовича неожиданным, но очень почётным. Ему оставили право выбора произведений.
Сочинения Шнитке, Брамса, Чайковского, и, конечно же, Паганини маэстро исполнял два часа. Страстная сдержанность и обнажённая лирика стали откровением для многих итальянцев, привыкших с 2008 года видеть седовласого и всегда подобранного Захара Брона в роли невозмутимого председателя жюри Международного конкурса скрипачей имени Паганини.
К тому моменту его педагогический авторитет был непререкаемым во всём мире. Кто ещё способен выпустить из своего класса порядка полутора сотен учеников, многие из которых стали лауреатами престижных скрипичных состязаний.
Захар Брон: «Красота не должна противоречить естественности» — важное из интервью Ирине Никитиной
В этом списке педагогических побед вслед за двумя гениями — Вадимом Репиным и Максимом Венгеровым — сам мастер называет Наталью Прищепенко.
Её звёздный час наступил на Конкурсе в Генуе в 1990 году. Газеты писали об очередном триумфе советской скрипичной школы.
Максим Венгеров: «Конкурсы сегодня должны трансформироваться»
За год до этого события Брон с несколькими своими подопечными покинул СССР, приняв предложение работать за границей. Отъезд маэстро из Новосибирска был продиктован заботой о профессиональном будущем своих воспитанников. 15 лет назад в этом городе он оказался по распределению как выпускник Московской консерватории, которую оканчивал у Игоря Ойстраха.
26-летний Брон формировал первый набор, когда узнал, что на Конкурсе имени Паганини первую премию никому не присудили. Может быть, высшая награда состязания тогда ждала своего главного соискателя — Захара Брона? Сегодня он отмечает юбилей в звании музыкального достояния современного скрипичного искусства.