В Рахманиновском зале Московской консерватории представили программу, которая состояла только из произведений русской барочной музыки.
Концерт – часть национального проекта “Культура”, который реализуется и в столице, и в регионах.
Русское музыкальное барокко – духовная музыка, которая развивалась в течение ста лет: с середины XVII до середины XVIII века. Конечно, на нее оказали влияние западноевропейские традиции. Но при этом наши сочинения сохранили черты древнерусского знаменного распева, его сурово-сдержанный, величавый стиль.
В основе русской барочной музыки лежит многоголосие и исполнение а капелла. Сочинения писались на 4, 8, 12 и даже на 48 голосов. В XX веке такую музыку практически не исполняли. Интерес к ней возник лишь в конце столетия. Вообще это музыкальное наследие огромно. Но многие сочинения авторами не подписывались.
“В нашей программе наряду с анонимными сочинениями прозвучат сочинения Василия Титова. Это центральный композитор эпохи русского барокко. Это любимый композитор Петра I, но показательным образом о нем мы не знаем практически ничего. У нас есть всего несколько документов. Мы будем исполнять многоголосные сочинения. Это концерты Василия Титова, специально для нас расшифрованные. То есть никто до нас раньше не пел. Концерты на 8 голосов, а также концерты на 12 голосов”,
– рассказала художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля “Intrada” Екатерина Антоненко.
В концерте участвовали четыре ансамбля: “Ex Libris”, “Узорика”, “Хронос”, “Intrada”. Зрители смогли услышать разные интерпретации произведений той эпохи. Вообще сегодня исследована и адаптирована лишь малая часть. А расшифровка требует особых навыков.
“В XVII веке русскую старинную музыку записывали еще крюками – это так называемое казанское знамя, которое было изобретено в период Ивана Грозного в конце XVI. Долгое время именно этими казанскими невмами записывали сначала древнерусскую строчную полифонию, а потом и первые образцы барочной музыки. В XVII веке есть особые значки, которые показывают высотность некоторых нот”,
– говорит руководитель ансамбля “Хронос” Евгений Скурат.
Конечно, сегодня музыка русского барокко не собирает огромные залы. Но у нее тоже есть свой зритель.
Мария Трофимова, Новости культуры