В редакцию ClassicalMusicNews.Ru поступило открытое письмо, подписанное рядом музыкальных деятелей, преподавателей, а также бывших и нынешних студентов МГИМ им. А. Шнитке, в котором указывается на ряд проблем, возникших в вузе в последние годы.
Основными адресатами письма значатся Министерство культуры Российской Федерации, Общественный совет при Минкультуры России, Управление делами Президента Российской Федерации и Общественная палата Российской Федерации.
Публикуем это письмо без сокращений.
***
Мы, нижеподписавшиеся представители культурной общественности, бывшие и нынешние студенты, преподаватели хотим обратить внимание на проблемы руководства и организации деятельности одного из ведущих вузов страны – Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке» (МГИМ имени А.Г. Шнитке). Необходимо отметить, что на этапе сбора подписей мы столкнулись с беспрецедентным давлением со стороны ректора на студентов и преподавателей, подписавших данное обращение, в результате чего, некоторое количество подписей было отозвано.
МГИМ имени А.Г. Шнитке является единственным в Москве музыкальным ВУЗом муниципального подчинения. Долгие годы он был флагманом и ориентиром качества для московских учебных заведений начального и среднего звеньев музыкального образования. В декабре 2015 г. МГИМ имени А.Г. Шнитке возглавила Щербакова А.И. За годы ее руководства в Институте стали набирать силу многие негативные процессы, которые способствовали снижению качества образования и падению авторитета учебного заведения в глазах профессиональных музыкантов, студентов, абитуриентов и их родителей.
Из Института ушли лучшие педагоги
С начала 2016 г. по настоящее время из Института ушли высококвалифицированные и опытные преподаватели, признанные мастера своего дела, многие из которых, бесспорно, входят в элиту отечественной и мировой музыкальной педагогики:
- Бражник Е.В. – народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», профессор (продолжительность работы в институте – 10 лет);
- Федотов М.В. – народный артист РФ, лауреат Премии г. Москвы, профессор (продолжительность работы в институте – 3 года);
- Липс Ф.Р. – народный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Семенов В.А. – народный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Любимов А.С. – народный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 12 лет);
- Верестников В.А. – народный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 10 лет);
- Долинская Е.Б. – заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Болдырев В.Б., заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой струнных народных инструментов (продолжительность работы в институте – 35 лет);
- Хазанов П.А. – доктор педагогических наук, проректор, профессор, (продолжительность работы в институте – 43 года);
- Цветкова Е.О. – кандидат искусствоведения, проректор, профессор, заведующая кафедрой теории музыки (продолжительность работы в институте – 24 года);
- Дегтярева В.И., – профессор, заведующая кафедрой деревянных духовых инструментов (продолжительность работы в институте – 34 года);
- Евграфов Л.Б. – заслуженный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Козырев А.А. – заслуженный деятель искусств РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 16 лет);
- Котляревский И.Л. – заслуженный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Ширинская Г.С. – заслуженная артистка РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 20 лет);
- Пустовая Н.В. – заслуженная артистка РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 26 лет);
- Семенюк В.О. – заслуженный артист РФ, профессор (продолжительность работы в институте – 22 года);
- Словачевский С.В. – заслуженный артист РФ доцент (продолжительность работы в институте – 5 лет);
- Белоусова А.С. – заслуженная артистка РТ, профессор, заведующая кафедрой сольного пения (продолжительность работы в институте – 26 лет);
- Багиров А.Б. – заслуженный артист России (продолжительность работы в институте – 5 лет)
- Мусорин О.Ч. – профессор (продолжительность работы в институте – 27 лет);
- Алисова Ю.В. – профессор (продолжительность работы в институте – 41 год);
- Наумова Е.Е. – профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования (продолжительность работы в институте – 44 года);
- Мокеров И.А. – доцент (продолжительность работы в институте – 10 лет);
- Кобина Л.И. – кандидат педагогических наук (продолжительность работы в институте – 49 лет);
- Приз О.Ю. – доцент (продолжительность работы в институте – 10 лет);
- Солянин В.В. – преподаватель, председатель профсоюзной организации института (продолжительность работы в институте – 35 лет);
- Рейн А.С. – лауреат Национальной оперной премии «Онегин», доцент (продолжительность работы в институте – 26 лет);
- Евграфова Н.А. – лауреат международных конкурсов, концертмейстер кафедры оркестровых струнных инструментов (продолжительность работы в институте – 11 лет).
Список неполный, и он продолжает расти. Внешне все выглядит вполне безобидно – лучшие преподаватели Института, годами и десятилетиями успешно работавшие на одном месте, вдруг стали массово увольняться, причем многие в середине учебного года. На самом деле, это совсем не так!
Методы, с помощью которых новое руководство расстается с неугодными людьми, самые разные, в том числе необоснованное расформирование или реорганизация структурных подразделений Института. Таким образом, формируется новый педагогический коллектив, «политически» удобный ректору, но не способный сохранить и преумножить профессиональный уровень Института.
Отсутствие коллегиальности в решениях и злоупотребление властью
Приступив к исполнению обязанностей ректора, Щербакова А.И. стала планомерно игнорировать все методы и формы принятия коллегиальных решений в Институте. Без обсуждения и согласования с выпускающими кафедрами были существенно изменены учебные планы. Суть изменений состояла в серьезном сокращении аудиторных часов по таким важнейшим для формирования профессионального музыканта дисциплинам, как «Специальный класс» и «Фортепиано». Это коснулось практически всех направлений, профилей и уровней подготовки как в ВУЗе, так и в колледже. В приведенной ниже таблице видно, что количество часов по этим предметам в МК МГИМ имени А.Г. Шнитке сократилось при Щербаковой А.И. в разы. Сравнение по тем же параметрам с АМУ при МГК имени П.И. Чайковского явно не в пользу МГИМ имени А.Г. Шнитке.
Музыкальный колледж МГИМ имени А.Г. Шнитке | АМУ при МГК | ||
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / Предмет | часы в неделю до 2016 г. |
часы в неделю с 2016 г. |
часы в неделю |
ФОРТЕПИАНО | |||
Специальный инструмент | 3 (1-8 семестры) |
2 (1-8 семестры) |
3 (1-8 семестры) |
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ | |||
Фортепиано | 2 (1-8 семестры) |
1 (1-4 семестры) |
2 (1-8 семестры) |
Постановка голоса | 1 (1-8 семестры) |
1 (3-4 семестры) |
1 (1-8 семестры) |
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ | |||
Фортепиано | 2 (1-8 семестры) |
1 (1-8 семестры) |
2 (1-8 семестры) |
Даже самые элементарные вопросы, такие, например, как репертуар учебных коллективов, состав участников кафедральных концертов, решаются ею напрямую и самолично. Во многих оркестровых коллективах Института при отсутствии на то видимых, профессионально обоснованных причин по 5-6 раз сменились руководители. Был расформирован оркестр баянистов и аккордеонистов, уникальный коллектив с богатейшей историей и традициями, некогда являвшийся визитной карточкой Института. Некоторые преподаватели назначались на руководство коллективами по смс от ректора, без обсуждений и согласований. Столь же оригинальным способом отдавались приказы о датах и программах концертов. Обыденным стало вмешательство ректора с целью серьезных корректировок оценочных баллов в работу профильных экзаменационных комиссий, состоящих из ведущих преподавателей кафедр, во время проведения творческих вступительных испытаний.
Совершенно беспрецедентное моральное давление, постоянное запугивание и многочисленные случаи отчислений «неугодных» – суть политики Щербаковой А.И. в отношении студентов. В 2018 году в адрес Департамента культуры г. Москвы поступило письмо от группы студентов о положении дел в Институте. После рассмотрения это письмо было перенаправлено в секретариат Института и оказалось, таким образом, в руках ректора. По окончании следующей репетиции оркестра зал был заперт, а студентов выпускали только после постановки ими своей подписи на чистом листе бумаги, куда впоследствии был впечатан текст, восхваляющий руководство Института.
Примечательно, что, принимая все свои решения и выдвигая подчас совершенно абсурдные требования, ректор Щербакова А.И. утверждает, что действует от лица Департамента культуры г. Москвы и имеет у руководства этого ведомства полную поддержку. В ответ на любое сомнение или возражение она лишь угрожает: «Нас закроют!» Таким образом, со слов ректора, столичный Департамент культуры предстает в глазах студенческо-педагогического сообщества исключительно карательной организацией, которая может только рушить, ломать, запрещать и наказывать.
Бурная концертная деятельность Института и Громов И. Ю.
Единственным человеком, с которым советуется ректор, стал заведующий кафедрой оркестрового мастерства Громов И.Ю., в руках которого, благодаря стараниям ректора Щербаковой А.И., оказалась огромная и неконтролируемая власть. Был период, когда Громов И.Ю., являясь председателем Художественного совета Института, одновременно возглавлял три учебно-творческих коллектива (симфонический оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке, камерный Шнитке-оркестр, оперная студия МГИМ имени А.Г. Шнитке) и два структурных подразделения (Кафедра оркестрового дирижирования и Кафедра духовых и ударных инструментов, впоследствии эти кафедры были объединены в одну). При этом необходимо отметить, что для руководства симфоническим оркестром и оперной студией данный преподаватель не имеет необходимого профильного образования и соответствующей профессиональной квалификации.
Вся жизнь Института за последние пять лет была подчинена желанию Щербаковой А.И. создать в глазах руководства Департамента культуры г. Москвы видимость бурной деятельности и удовлетворить профессиональные амбиции Громова И.Ю. При этом забывалось, что Институт – учебное заведение, а не филармония.
С приходом нового ректора количество фестивалей, концертов и гастролей возросло в разы. Однако, это, на первый взгляд, отрадное обстоятельство имело и крайне негативные для учебного процесса последствия.
Так, ежегодно, на все время проведения фестиваля «На пересечении прошлого и будущего», а это 10-12 дней, учебные занятия в Институте фактически прерывались. Учитывая же большое количество дополнительных, т.е. вне расписания, репетиций оркестров, хоров и ансамблей, плюс время, необходимое для восстановления нормального течения учебного процесса, можно с уверенностью сказать, что выпадал целый месяц. Это, в частности, приводило к серьезному сокращению времени аудиторной и самостоятельной работы по предметам, которое потом не могло быть никак восстановлено, к пропуску целого ряда разделов и тем по профильным учебным курсам.
Следствием такой не в меру активной концертно-фестивальной деятельности стало заметное снижение качества образования. Всеми доступными способами, порой и на повышенных тонах, ректор требовала стопроцентной заполняемости залов на всех мероприятиях фестиваля, а для студентов и преподавателей это означало новые отмены занятий. Если для культурной жизни Москвы концерты МГИМ имени А.Г. Шнитке и стали событием, то на осуществлении Институтом своей основной функции – образовательной, они сказались весьма негативно.
За время руководства Щербаковой А.И. в Институте сложилась крайне нездоровая атмосфера, педагоги и студенты запуганы возможными увольнениями, отчислениями и прочими репрессиями и этот процесс набирает силу. Некоторые преподаватели по факту незаконного увольнения подавали судебные иски, которые были удовлетворены. В настоящее время на рассмотрении Зеленоградского районного суда находится иск Громова И.Ю. к бывшей студентке Перепелице В., отличнице и претендентке на диплом с отличием, отчисленной с последнего курса в 2020 году под предлогом отсутствия успеваемости по предмету «Оркестровый класс», преподавателем по которому являлся Громов И.Ю.
Наличие судебных исков вряд ли может считаться нормальной практикой для учебного заведения и свидетельствует о нездоровой атмосфере и глубоком кризисе, вызванном последствиями деятельности ректора Щербаковой А.И.
К сожалению, непосредственный учредитель Института – город Москва в лице Департамента культуры города Москвы – не пожелал разобраться с назревшими проблемами Института, которые были описаны в многочисленных обращениях.
Настоящим обращением мы, нижеподписавшиеся, которым не безразлична судьба МГИМ имени А.Г. Шнитке, его преподавателей и его студентов, хотим обратить внимание на проблемы учебного заведения, чтобы не допустить дальнейшего падения качества образования и ухудшения репутации ВУЗа.
Просим тщательно, всесторонне и объективно разобраться в сложившейся ситуации. Все нижеподписавшиеся готовы лично принять участие в обсуждении настоящего обращения и предоставить дополнительные пояснения.
Стрекаловская Ю.Ф. (действующий магистр МГИМ),
Стрекаловская И. В. (родитель студентки),
Кубрак В. А. (родитель студентки),
Тихонов С.И. (заслуженный артист России, отец студентки колледжа МГИМ),
Чебоксаров В. В. (действующий студент МГИМ),
Бурков М. А. (действующий студент МГИМ),
Ионина Е. В.(преподаватель МГИМ),
Калашкова Д. О. (профессор МГИМ),
Граф Муржа (заслуженный артист России, доцент МГК),
Козырев А. А. (профессор, заслуженный деятель искусств РФ),
Котляревский И. Л. (заслуженный артист России, профессор МГК им. Чайковского),
Мусорин О. Ч. (профессор РАМ им. Гнесиных),
Кондрашин П. П. (солист оркестра Большого театра),
Тамерлан Тедеев (концертмейстер оркестра Красноярской филармонии),
Приз Ольга Юрьевна (доцент МГК),
Рейн А. С. (доцент РАМ им. Гнесиных),
Островский А. А. (выпускник МГИМ 2020 г.),
Лундстрем Л. И. (преподаватель МГИМ)
и т. д., всего 120 подписей.
Оригиналы подписей имеются в распоряжении редакции