В конце мая 2020 на сайте ClassicalMusicNews.Ru был проведен опрос, целью которого было выяснить отношение слушателей к посещению “живых” концертов после окончания пандемии коронавируса.
В опросе приняли участие более двух тысяч человек (2126 ответивших).
Организаторы опроса предполагали, что его результаты могут быть интересны самым разным аудиториям — от рядовых слушателей до крупных концертных организаций. Поэтому опрос содержал ряд факультативных пунктов, которые, при наличии ответа, могли дополнительно характеризовать респондента тем или иным образом.
В процессе проведения опроса технические специалисты и автоматические системы контроля ClassicalMusicNews.Ru не фиксировали несанкционированного доступа к ресурсам, связанным с проведением опроса, так что можно с уверенностью констатировать, что любая личная информация, предоставленная нашими читателями в результате опроса, осталась конфиденциальной.
Результаты опроса обезличены, организаторы не ставили целью собирать информацию о респондентах неявным образом. Личная информация (имена, e-mail адреса и т. д.), которую респондент мог предоставить в процессе прохождения опроса, не будет использоваться ни в пользу ClassicalMusicNews.Ru, ни в пользу любых других третьих лиц. Она была нужна лишь для проведения только этого опроса.
Ниже мы предлагаем свою трактовку результатов опроса и их графическое представление. Вместе с тем, каждый волен делать свои выводы на основании собранных нами данных. Если вы считаете, что мы в чем-то ошиблись – предлагайте свои версии трактовки результатов опроса в комментариях к этому материалу.
***
Можно констатировать, что аудитория в целом отнеслась к опросу положительно: большая часть респондентов ответила как на обязательные, так и на факультативные вопросы.
Основной вопрос был сформулирован следующим образом:
“Сохранится ли ваш интерес к концертам в той же мере, как и раньше?”
Было предложено всего два варианта ответа: “да” или “нет”. Подавляющее большинство респондентов (91%) ответили на этот вопрос положительно.
Второй вопрос был задан конкретнее:
“При условии снятия ограничений, вы бы посещали концерты академической музыки как раньше?”
На этот вопрос можно было ответить более развернуто: “Да”, “Нет”, “Еще не знаю, будет зависеть от ситуации” и “Я и раньше редко ходил на концерты”.
Однозначно положительно на этот вопрос ответило уже меньшее – по сравнению с первым вопросом – количество респондентов: 72%. Это, впрочем, все еще достаточно обнадеживающая цифра для организаторов концертов и менеджмента театров.
С помощью следующего вопроса предполагалось выяснить, какие именно формы проведения музыкальных мероприятий слушатели считают наиболее приемлемыми для себя в современных условиях, поскольку в ближайшее время сам вероятность проведения того или иного музыкального события, по всей видимости будет связана именно с формой проведения мероприятия:
“Какая форма проведения концертов подошла бы вам больше?”
Участникам опроса была предложена возможность выбора любого количества ответов на этот вопрос, результат оказался следующим:
- Концерты на открытом воздухе – 38%;
- Большой зал с большим количеством публики (с соблюдением санитарных предосторожностей) – 37%;
- Все как раньше (санитарные предосторожности не нужны) – 36%;
- Маленький камерный зал (с соблюдением санитарных предосторожностей) – 32%;
- Театр оперы и балета (с соблюдением санитарных предосторожностей) – 31%;
- Я пока не готов(а) ходить на концерты – 8%.
Последний вариант ответа был предложен с целью того, чтобы окончательно определить количество респондентов, которые ни при каких условиях не готовы посещать концерты или спектакли.
Среди всех ответивших на третий вопрос, лишь 36% считают, что проведение концертов возможно в той же форме, как и раньше. Многие респонденты отметили необходимость соблюдения санитарных предосторожностей.
Как выяснилось, процент респондентов, чье отношение к “живым” концертам изменилось (см. первый вопрос), и процент тех, кто ни при каких условиях не готов посещать концерты даже в случае снятия ограничений, является почти одинаковым – 9 и 8 процентов соответственно. И все же нам кажется, что нельзя считать тех, чье отношение к “живым” концертам не изменилось, полностью готовыми к посещениям любых массовых мероприятий после пандемии.
С нашей точки зрения, ряд одинаковых значений в ответах на этот вопрос говорит о том, что респонденты восприняли его скорее как вопрос о собственных пристрастиях в посещении концертных площадок. И все же, при очевидном сохранении для респондентов желания посещать “живые” концерты, готовность следовать старым традициям таких посещений явно обозначила лишь примерно треть опрошенных. И 8% опрошенных подтвердили свое нежелание посещать массовые мероприятия.
Отвечая на вопрос о том, как следует относиться к вероятным новым правилам рассадки в концертных и театральных залах,
“Считаете ли вы необходимым соблюдение социальной дистанции в зрительном зале”,
подавляющая часть респондентов посчитала такие правила необходимыми либо возможными для принятия. Самая большая часть ответивших на этот вопрос (39%) сочла правила новые правила ненужными, но приемлемыми для себя. 32% опрошенных считают такие правила необходимыми.
В целом это составляет 71% от принявших участие в опросе, что лишь на один процент меньше от количества респондентов, которые утвердительно ответили на вопрос, будут ли они посещать концерты при условии снятия ограничений.
20% опрошенных считают соблюдение социальной дистанции в концертных залах и театрах излишней предосторожностью, а 9% готовы отказаться от посещения массовых мероприятий при введении такой меры. На момент проведения опроса, в силу стремления соблюсти его приватность для участников, у ClassicalMusicNews.Ru нет технической возможности сопоставить те или иные ответы с конкретным респондентом. Можно лишь отметить, что эта цифра (9%) совпадает с количеством респондентов, указавших, что их интерес к проведению концертов не сохранится в той же мере, как и до пандемии.
Дальнейшие вопросы призваны были уточнить, насколько современные способы замены “живых” концертов удовлетворяют участников опроса.
В частности, на вопрос
“Смотрите ли вы онлайн-трансляции концертов или спектаклей?”
24% опрошенных сообщили, что смотрят их регулярно, 57% оценили свою вовлеченность в просмотры как среднюю, а 18% обозначили незначительную или нулевую заинтересованность в онлайн-трансляциях.
Следующий вопрос был задан в том числе с целью выяснить, насколько респонденты готовы финансово обеспечивать свою заинтересованность в трансляциях концертов и/или спектаклей:
“Продолжите ли вы смотреть онлайн-трансляции концертов и спектаклей после снятия ограничений?”
На сегодня 50% опрошенных будут уделять внимание трансляциям, если они окажутся бесплатными. Оплатить одну или несколько подписок на онлайн-трансляции оказались готовы лишь 10% опрошенных. 19% не определились с ответом, а 20% респондентов уверены в том, что не будут заинтересованы в онлайн-трансляциях после окончания пандемии коронавируса.
При ответе на этот вопрос заметно достаточно резкое распределение цифр в ответах респондентов. На наш взгляд это в первую очередь говорит о том, что весь спектр ответов участников опроса распределился по выбору ответов очень четко. В данном случае, вероятно, можно утверждать, что при неблагоприятном развитии ситуации с пандемией коронавируса либо при недостаточно быстром улучшении такой ситуации производители онлайн контента могут рассчитывать на то, что примерно 3-4% (со скидкой на погрешность и другие факторы) аудитории, очевидно заинтересованной в контенте, связанном с академической музыкой, может превратиться в стабильно платящих клиентов.
Вероятно, эта оценка консервативна и не полностью верна — мы будем рады услышать мнения всех участников рынка, от потребителей до производителей и дистрибьютеров, в комментариях к этому материалу.
В заключение опроса нам показалось важным уточнить у респондентов их уровень дохода, а также их оценку уровня своего благосостояния на май 2020 по сравнению с февралем того же года. Эти вопросы являлись факультативными.
Доходы и уровень благосостояния
87% опрошенных посчитали необходимым сообщить, что их ежемесячный доход находится на уровне ниже 100,000 рублей в месяц. 35% из общего числа респондентов указали, что их ежемесячный доход ниже 30,000 рублей в месяц. Менее 200,000 рублей в месяц зарабатывают 8% опрошенных, а 5% процентов респондентов зарабатывают больше 200,000 рублей в месяц.
При этом 50% опрошенных указали, что их месячный доход сохранился на прежнем уровне, 48% обозначили снижение доходов, а с точки зрения 2% респондентов их доход вырос.
Несмотря на то, что почти половина респондентов обозначили падение своих доходов в период пандемии, значительное число принявших участие в опросе акцентирует свое желание зайти в концертные залы и музыкальные театры после снятия ограничений.
Вероятно, реальное количество слушателей в первые месяцы после снятия ограничений будет регулироваться исключительно властями той или иной страны, региона и города, а не желанием самих слушателей. При этом результаты нашего опроса свидетельствуют о том, что в перспективе артистам и организаторам концертов бояться нечего – слушатели нуждаются в них и готовы к новым встречам, даже несмотря на очевидное падение благосостояния.
Участникам опроса была также предоставлена возможность оставить комментарий в свободной форме. Мы считаем необходимым процитировать ряд комментариев. Основания для выбора опубликованных комментариев мы не раскрываем, как и имена респондентов, даже если они были предоставлены. Порядок выбора комментариев – произвольный. Орфография и пунктуация сохранены. Каждый абзац – это комментарий отдельного участника опроса.
Я считаю что концерты ОЧЕНЬ нужны. Тоскую по Филармонии СПБ. Самые добрые пожелания авторам опроса и музыкантам! Музыка – это счастье!
С нетерпением жду открытия театров и концертных площадок! Готова сидеть в маске и перчатках, лишь бы “в живую” слушать восхитительную музыку или смотреть спектакль! В годы войны артисты давали концерты на фронтах под звуки выстрелов и взрывы бомб. Желаю все быть здоровыми и счастливыми!
Жаль, что в число вариантов не включили размер города. В столице, где могло быть 10 академических концертов в день, и в крупном городе, где их и так было 2 в месяц, ситуация совершенно разная.
По специальности я медик, поэтому дистанция и пр. действительно важны.
Жду, не дождусь полного снятия ограничений, открытых границ, стран и концертных залов!!!❤️🎶❤️
Соскучился по реальным, а не ТВ концертам.
Огромное спасибо всем за прекрасные онлайн-концерты. Вы просто спасаете в эту весну, не даёте скатиться в депрессию и отчаяние! Всем причастным низкий поклон!!!
Очень хочется на концерт. И в качестве зрителя, и в качестве исполнителя.
Очень скучно без классической музыки. Правда, интернет помогает;записи и онлайн-концерты. Очень ждем начало симфонических концертов Скорее возвращайтесь в концертные залы Здоровья всем нам.
Все институты и университеты работают через интернет . Также пусть работают ,играют оркестры. Тревожно за симфонических музыкантов- как им носить маски во время игры ? Кто играет на флейте ,кларнете,трубе и т.п. как им носить маски ? Это же не возможно,и опасно .
Добавьте, пожалуйста, в примерный доход строчку “Меньше 15.000”. Так живет большинство моих знакомых
Люблю посещать Зал Органной и Камерной музыки имени Алисы Фёдоровны Дебольской города Сочи.
Обязательно нужны зарубежные артисты, я в основном на них хожу.
Опасаюсь,что финансовая ситуация заставит театры и музыкальные коллективы идти по пути наиболее популярной классики.
Очень хочется в любимый Большой зал,просто до слез,но там тесно и скученно всегда,возраст и болезни не дадут ещё долго посещать.
Пусть только разрешат ходить на концерты – немедленно рвану!!! Надеюсь, от музыкантов не потребуют носить намордники. Духовики смотрелись бы особенно эффектно. Очень жду. Очень хре… тяжело без Филармонии (Санкт-Петербург).
Я пенсионерка… Если бы работала , ответы были бы другие
Жду с нетерпением возобновления концертной жизни Москвы. Посещение концертов вдохновляет. Наполняет позитивом.
Много абонементов куплено на следующий сезон.
Очень благодарна театрам за возможность наслаждаться чудесными спектаклями!
Купили много филармонических абонементов и очень ждём начала сезона.
Люблю капеллу и филармонию. В ютубе слушаю музыку барокко
Оставьте в покое симфонических музыкантов.Эти люди – штучный товар,таланты .Платите им деньги ,пусть они работают онлайн . Сберегите их для нас ,слушателей.
Жду очень, когда можно будет сходить на живой концерт, качество звука дома ни в какое сравнение не идёт с настоящим. Это все равно что ощущать аромат явства и вкушать само явство. Спасибо за ваш труд, он даёт чувство общности и связи с настоящей полной реальностью, за пределами мини-мира собственной жизни, в нынешних условиях.
Очень хочется уже живой жизни, живого звука, живой реакции и выхода в свет!!!
В обычное время я постоянный зритель концертов, опер, балетов. И когда начался период самоизоляции, было очень тяжело. И онлайн-трансляции концертов и спектаклей были спасением и поддержкой для меня. Всем-всем большое спасибо!
Трансляции не спасают. Даже те спектакли и концерты, на которых была вживую, где испытала восторг и которые театры дали возможность еще раз увидеть и услышать в записи, уже совсем не так интересны. Поэтому очень жду возможности снова ходить в театры, но меры предосторожности считаю очень важными.
В общей сложности с начала коронавируса пропало более 30 билетов на абонементные концерты и более 15 в театры. Сейчас не уверен, что правильно поступил, купив абонементы на сезон 2020-2021. Например, мам свою и супруги водить на концерты страшно.
Онлайн-трансляции, даже бесплатные, смотрела реже, чем посещала концертные залы. Все же это консервы, а хочется свежего и живого, чтобы все происходило здесь и сейчас, в едином пространстве-времени.
На осень куплены абонементы в Филармонию и билеты в театры. Надеюсь, на благоприятное стечение обстоятельств.
Жду не дождусь снятия ограничений. Никакие онлайн трансляции не заменят живую музыку.
Узнала новые имена , очень хочется сходить на их концерты
Накопилось очень много важных дел которые нужно будет сделать после открытия, плюс у многих снизился доход. Думаю в первую очередь люди побегут в парки, на природу, снова в помещение не хочется.
Как можно заставлять оркестрантов репетировать в зале ,где тесно ,да еще без масок ! Струнники смогут сидеть в масках,а духовики ?? Как будут играть деревянные и медные инструменты ,если мундштук не дает возможность надеть маску. Что теперь ,духовикам умереть ,но играть Чайковского ,Рахманинова и т.д ? А может быть надо заставить наконец-то поработать звукорежиссеров,которых уйма расплодилась с консерваторскими дипломами ?! Пусть наконец займутся онлайн творчеством – оркестранты (особенно духовики ) играют онлайн свои партии ,а звукорежиссер сводит все это в едино звучащую симфонию.
Спасибо за спектакли и концерты!!! Я пенсионер. За последнее время есть возможность посмотреть самое лучшее всех лет!! Ещё раз спасибо!!!
Считаю введение ограничения посещения театров и концертных залов УБИЙСТВОМ театральной сферы как таковой. Глупым, бездарным и безмозглым решение ограничения количества музыкантов в оркестрах, хоровых коллективов, ограничение репетиций считаю убийством актеров и музыкантов, уничтожением нашей культуры и попыткой создания из людей безмозглой биомассы.
Очень хотелось бы смотреть трансляции, так как направят ли удастся в моей семье когда то в большом городе, не то что, в Большом театре! Мы, жители села, не можем оставить хозяйство!
Являюсь дополнительно активным продюсером студенческих концертов. Планирую запуск ряда новых проектов в не очень больших залах после отмены ограничений.
Жду не дождусь концертов в залах! Их отсутствие резко снизило мой жизненный уровень, если говорить о духовном.
Очень ждем открытия концертных залов.
En confinement, les orchestres de chambre sont priviligiés et trés agréable. Mais, les grands orchestres symphoniques ne peuvent pas êtres soumis aux restrictions!
скучаю без концертов 🎶
Классическую музыку надо слушать в живом исполнении. Мало кто имеет дома аудиоаппаратуру, которая позволяет получать удовольствие от музыки.
На вопрос Считаете ли вы необходимым соблюдение социальной дистанции в зрительном зале (рассадка зрителей не ближе 2-3 метров друг от друга)? я ответила Нет, но вероятнее всего я не буду посещать мероприятия с такой рассадкой. И на вопрос об онлайн-трансляциях – я продолжу смотреть их, как и раньше, время от времени. Такого варианта ответа нет. Спасибо за ваш опрос. Хотелось бы не впадать в крайности ни в ту, ни в другую сторону – считаю вполне нормальным постепенно снять все ограничения и вернуться к обычной жизни.
Очень сочувствуем деятелям Культуры. С нетерпением ждем открытия концертных залов, театров и музеев.
Смотрела почти все трансляции! Для меня это невыразимое счастье!Сердечно благодарна за эту возможность всем организаторам! Пожалуйста, помните, что многие из нас живут в городах, где нет театров оперы и балета, больших концертных залов и сохраните, если возможно, формат онлайн трансляций пусть даже и на платной основе!!!!!!
1. Трансляции высокого качества в течение года будут для меня предпочтительней живых концертов, так как риск инфицирования в настоящее время не снизился и в ближайшее время не снизится. 2. Бесплатные трансляции некоторых театров показали, что посещать их спектакли и платить за просмотр – крайне неразумное решение. Например, опера “Самсон и Далила”, в постановке Мариинского театра.
Надеюсь на то, что музыкальная индустрия наконец гробанулась и истинным талантам вновь откроется дорога к слушателям и зрителям. И мне снова захочется пойти в оперу и на концерт. А также вновь появится возможность выйти к публике, организовать те концерты, которые нужны талантливым исполнителям и публике, без участия паразитов всех мастей и бездарных блатных. Но представители этой индустрии ещё не поняли, что шальных денег больше не будет. Ничего, поймут со временем. А публика вспомнит, что музыка – это шоу для ушей. И вернётся нормальная опера, истинные глубокие чувства. И никто больше не посмеет сказать: «Сцена – это место, где продают эмоции». Потому что сцена должна быть местом, где служат искусству и людям.
Все проходит, пройдет и это.
Привыкла к залам, поэтому онлайн-трансляции воспринимаю плохо – звук не тот. Ясно, что главное – перетерпеть и не повышать цены. Прстепенно все восстановится.
Временно придется соблюдать дистанцирование. Хочется надеяться, что скоро все вернется на прежний уровень.
Не стала сдавать билеты на концерт, перенесенный с апреля на ноябрь. Надеюсь, он все-таки состоится!
Не уверена, что так поступят многие из тех, кто раньше посещали концерты, так как сейчас большинство семей все крохотные запасы используют и, возможно, залезут в долги. Цены растут, питание становится дороже, а впереди отопительный сезон – расходы неимоверные на тепло и горячую воду и т.д. Не будет средств на приобретение билетов и семьёй не пойдут, в лучшем случае купят билет ребёнку на дневной концерт, а сами подождут его на улице.
Музыка нужна!!! Если музы замолчат,то это крах! Вспомните концерт Шостаковича !!!
Только музыка помогает сопротивляться тоске в условиях, когда бунтующая природа пожирает время, которого остается так мало у “очень взрослого человека”.
Очень скучаю по концертам классической музыки и операм …. так хочется возвращения концертной жизни ( даже при скромных доходах наскребу….)
Хорошие вопросы, но, думаю, нужно дифференцировать “после снятия ограничений” и “после пандемии”, что все-таки не одно и то же.
Я пенсионер, мне 80. У нас абонемент в Зал Чайковского, 2 концерта из-за карантина не состоялись, будут ли они перенесены или вернут деньги, если то когда и как?
Никакая качественная аппаратура не заменит живое исполнение. Когда- нибудь пандемия закончится и я с удовольствием буду посещать концерты. А сейчас нет необходимости рисковать здоровьем зрителей и артистов.
Как жаль, что все это произошло! Без театров, без музыки жить невозможно!
Я очень люблю театры и филармонию
Итак представим: зрители в зале будут сидеть в 2-3х метрах друг от дружки. В масках, с результатами тестов на лацканах, чтоб сомнений у соседей не возникло. А актеры, музыканты, танцоры?! Они тоже будут дистанцированы друг от друга? Петь, играть в масках? Дистанцированный большой симофнический! Духовики в масках! Пианисты и скрипачи в одноразовых перчатках! Мама! Дальше фантазировать боюсь….
К сожалению, нет концертов старинной музыки. Не показывают такие шедевры, как “Дон Помпиноне” Телемана и “Учитель музыки”. “Кофейную кантату” Баха, “Служанка-госпожа” Перголези, “Ифигению в Тавриде” и “В Авлиде” Глюка, песни Доуленда, а главное – вообще никогда не показывают танцы Возрождения с пояснениями: гальярду, алеманду, куранту, паванну, жигу…
Онлайн трансляции, пожалуй, начинают даже раздражать. Ничто не заменит “живого” присутствия и сопереживания в зале. В Италии и Австрии уже восстанавливают театральную и концертную жизнь. И нам пора! Есть пьесы и для 2-х человек. А кому мешает солист-пианист за роялем на сцене? Моноспектакли (в том числе и монооперы) тоже можно исполнять. Пусть все они будут не больше часа (чтобы не было очередей в буфеты и туалеты). Пора переоборудовать зрительные залы – можно, например, поставить прозрачные перегородки, как уже делают в офисах и ресторанах.
Сомневаюсь что все останется как было, но новые формы ещё не определены, а те что уже пробуют музыканты – не убедительны и в чем-то опасны.
Без концертов и спектаклей жизнь была бы скучной и малоинтересно! Этот творческий мир делает нашу жизнь наполненной радостью и вдохновением!!!
Я регулярно посещаю концерты классической музыки по абонементам и не мыслю своей жизни без этого.
Борис Лифановский, ClassicaslMusicNews.Ru