Владимир Голубев – в 2014 году студент 4 курса фортепианного отделения Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Сейчас он – студент I курса Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.
Интервью с ним, полученное сразу по окончании Третьего тура V Международного конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко, сохранилось, и в преддверии VI конкурса мы решили его опубликовать.
— Закончился V Конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко в юношеской группе и два тура в основной. По твоим впечатлениям, насколько этот конкурс интересен?
— Я присутствую на этом конкурсе уже второй раз. Два года назад я тоже был на нём, но, к сожалению, смог послушать только Третий тур основной группы. Уже тогда конкурс впечатлил меня своим масштабом и уровнем участников.
Также стоит отметить и членов жюри. Большинство из них приехали из-за границы. У нас в Екатеринбурге больше нет конкурсов пианистов – этот единственный.
– Чем тебе запомнилась та часть конкурса, которую ты прослушал? Кто тебя впечатлил в молодёжной и основной группах?
– Конкурсный день первого тура молодёжной группы был разделён на две части. Из первой меня сразу впечатлил Владимир Петров. Из второй колоссальное впечатление произвёл Иван Калатай. Он просто бесподобно сыграл первый тур. Показал интеллект, владение культурой звука. А какие он дал краски в «Ундине» Равеля! Зал был в полном оцепенении, когда он играл. Всё внимание было только на его игре.
Ещё запомнилась Даниэла Наварро. Она поразила меня темпераментом. Внешне такая маленькая, хрупкая девочка, но играет – как будто мужчина плотного телосложения, с натиском, национальным колоритом.
Во втором туре опять в первой половине дня выступил Петров. И все, кого я слушал до него, сразу вылетели из головы. Всё было сыграно ярко, блестяще, очень виртуозно, захватывающе. Он показал и своё владение звуком, свою «голову». Всё логично, всё понятно, всё на месте. Его очень интересно слушать.
На протяжении всего конкурса я отмечал галочками в буклете тех участников, которые мне понравились. Его я отметил тремя, и ещё обвёл в кружочек. Думаю, что у него большое будущее, да и настоящее, наверное, не меньше! Буду стараться отслеживать его концертную жизнь и ждать приезда к нам с концертом. Обязательно на него схожу! Высший пилотаж – больше нечего сказать!
Очень хорошо выступила Наталья Осинцева. Мы с ней знакомы, она училась в нашем училище один год. И у нас о ней ходила слава «звезды» нашего отделения. У неё прекрасно звучит рояль, и технические возможности тоже на высшем уровне. Она всегда ярко, артистично играла, и выступление на этом конкурсе не стало исключением.
С нетерпением ждал выступления Калатая (хотя в голове ещё крутилось выступление Петрова), но с ним во втором туре что-то произошло. Как будто его подменили. Слышно было, что сильно волновался, суетился. Сдал позиции, в общем говоря. Видимо, выложился на все сто процентов в первом туре, а на второй не осталось сил и эмоциональной выдержки.
Но всё же талант и ум не скроешь. Он играл Первую балладу Шопена – и слышно было, что играет очень умный и тонкий музыкант, непохоже на исполнение этой же баллады Даниэлой Наварро. Она, наоборот, раскрывалась на кульминациях и подходах к ним – в общем, брала эмоциями, а он – интеллектом.
Считаю, что оба исполнения были хорошими. Их нельзя сравнивать, они очень разные. Главное – убедительно донести своё слышание этой музыки и показать свою индивидуальность, что они оба, собственно, и сделали.
Теперь по основному конкурсу. В нём я не всех слышал, хотя старался, и большинство послушал. Основной было намного труднее слушать, так как программы были объёмнее, самих участников было больше, да и я пока не отошёл от юношеского конкурса – у меня в голове крутился Петров с «Мефисто-вальсом» Листа, и меня никто не цеплял.
А потом меня очень впечатлил Зульфат Фахразиев. Очень понравилась в его исполнении соната № 21 Бетховена. Он поразил меня своим чувством стиля. Какое бы он произведение ни играл – всё было исполнено очень стильно и аутентично. Кроме того, у него очень богатая звуковая палитра. На протяжении двух туров он был у меня единственный лидер. И насколько же я был шокирован, что его не пропустили в Третий тур! Очень жалко.
Мне также понравилась Дания Хайбуллина. Запомнилась её Соната № 23 Бетховена. Очень по-мужски была сыграна, с внутренним стержнем. Что ещё мне понравилось – она играла очень убедительно. Всё в меру, никаких лишних движений, корректно. И тоже не понимаю, почему она не прошла в Третий тур. Я её не слышал во Втором туре, но по отзывам тех, кто слушал, тоже было вполне достойное выступление.
Хочу отметить Ренату Вахитову. Она мне очень понравилась как музыкант. Её было интересно слушать, и было слышно, что человек действительно выкладывается и делает это искренне. Она закончила училище, в котором я сейчас учусь, и поэтому её я слышал не впервые. И, как и раньше, после выступления Ренаты остаётся только хорошее впечатление.
Запомнился Константин Емельянов, который с каждым произведением раскрывался в новом свете.
Поразил меня Николай Медведев – не столько даже игрой, сколько своей уверенностью на сцене. Слышно было (и видно), что он очень собран, уверен в себе, сосредоточен – и это, безусловно, отражалось на его игре. Было впечатление, что он вообще абстрагировался от реального мира и был охвачен властью музыки. Она из него выплёскивалась в зал с сокрушительным напором.
Была слышна внутренняя энергия, которая бушевала в нём, и неиссякаемый запас сил. У него была очень насыщенная, бурная, сложная и длинная программа. Я, как слушатель из зала, можно сказать, немного притомился её слушать, но он – ни капли! Отыграл такую программу, подскочил, поклонился, вылетел на второй поклон и через 2 минуты уже бежал переодетый на последний ряд в зал.
Я бы назвал Николая Медведева лидером по жизни, «человеком-сталью», который настроен только на победу, в нём царил соревновательный дух, которого, на мой взгляд, так не хватало другим участникам.
Запомнился мне Владимир Золотцев. Играл он корректно, стильно, очень ясным и сфокусированным звуком. Но второй тур у него был менее удачен, чем первый.
(Беседа продолжилась по окончании Третьего тура, но до объявления распределения мест).
– Что можешь сказать про выступления в Третьем туре?
– Повторюсь, что очень хотелось на нём услышать Фахразиева. На мой взгляд, он был достоин этого, но – членам жюри виднее.
Неплохо выступил Роман Мартынов, но, как мне показалось, уж слишком было у него всё гладко. Хотелось бы побольше смелости с его стороны. Я не говорю, что играл плохо, – нет, играл хорошо, но не зацепил.
Очень понравилось выступление Николая Медведева в Третьем туре. Вообще с каждым туром он мне нравился всё больше. И я считаю, в Третьем туре он действительно полностью раскрылся. Мне больше всего понравилось его исполнение концерта № 20 Моцарта. Очень качественная работа! Третий Рахманинова тоже был хорош, но уж не до такой степени, чтобы рыдать (как бабушки, сидевшие рядом со мной) и аплодировать стоя.
Чтобы это всё делать, нужно, чтоб исполнитель играл гениально. Он играл потрясно – но не гениально. Думаю, что, прежде всего, это была реакция на музыку Рахманинова.
В Третьем туре сдал позиции Константин Емельянов, чем меня очень удивил. Скажу честно: ждал от него намного большего. Причиной этому, как мне кажется, послужило то, что перед своим выступлением он слушал Медведева. Конечно, после такой реакции зала на чьё-то исполнение самому играть очень тяжело.
Понравилось выступление Алексея Вакера. На предыдущих турах он был, мне кажется, скован. Третий тур он отыграл уверенно. Очень смело, лихо и напористо сыграл Третий концерт Прокофьева. Это было, на мой взгляд, самое удачное (из трёх) исполнение этого концерта на конкурсе. Говорили, что с оркестром он играл первый раз. Блистательный дебют!
В целом конкурс получился очень насыщенным и ярким. Было много открытий, запоминающихся моментов и куча положительных эмоций. Можно, конечно, всё обсуждать и критиковать. Но совсем другое дело – выйти самому на сцену и сыграть. Не каждый сможет. Все участники большие молодцы. Ведь программа конкурса очень сложная и огромная.
На её подготовку уходят годы, а выступление длится максимум полтора часа. Но это, как мне кажется, того стоит. Буду с нетерпением ждать следующего конкурса. Может, и сам поучаствую, кто знает! Время покажет.
Беседовал Владимир Ойвин