В Ростовском музыкальном театре готовится к премьере спектакль «Жанна Д’Арк» по опере Верди. Это первое представление данной оперы в нашей стране.
О том, что хочет театр сообщить зрителям данной постановкой, рассказал режиссер-постановщик Юрий Александров.
Что сегодня нужно театру и публике
– Опера Верди – это выбор театра?
– Это выбор музыкального руководителя, главного дирижера театра Андрея Аниханова. Когда театр предложил это неожиданное название, меня это очень заинтересовало. Верди я ставил много – пять-шесть раз «Отелло», с десяток «Травиат». Потому поставить из Верди что-то свежее, особенно такое, на чем лежит этакое клеймо, очень захотелось.
У меня был недавно опыт общения с оперой, которая музыковедами была обречена на положение падчерицы. Речь о «Повести о настоящем человеке» Прокофьева. Но я понял, что это шедевр. У гениев не бывает провалов, просто мы еще в какой-то степени не доросли до понимания таких произведений.
– Так и с оперой «Жанна Д’Арк»?
– У нее очень компактная, я бы сказал, клиповая структура. Там музыки всего на два часа. Верди придумал жизнь Жанны: то, что происходит на сцене, имеет отдаленное отношение к реальной истории.
Верди не сжигает Жанну, он придумывает другой катаклизм – совершенно шекспировский: отец хочет погубить свою дочь из-за каких-то подозрений. Опера у Верди начинается с того, что король отказывается от престола. Сцена следует за сценой, порой абсолютно не связываясь одна друг с другой. То есть опера, по мышлению автора, абсолютно современна.
– После ваших объяснений я даже не спрашиваю, почему Верди, а не Чайковский.
– Если бы мне предложили поставить оперу Чайковского, я бы с таким же интересом стал бы работать и с ней, так как я знаю, что Чайковский – такой же гений, как и Верди. И в его опере, наверно, так же есть какие-то неизведанные ресурсы. Тема-то абсолютно сегодняшняя!
Требуется героиня
– Так про что же мы петь будем?
– Наше общество очень разобщено. Мы погрязли в выяснении отношений, в дрязгах, которые приближают нас к войне. И нам нужен герой, который объединит нацию – пусть это будет девочка, если не суждено нам получить мужчину-воина. Человечество мечется между материальным и духовным, добром и злом, в конечном итоге – между адом и раем.
Эти метания и вносят определенную боль в спектакль, потому что я сам переживаю это все довольно активно. Я недавно поставил оперу «Крым» на музыку крымского композитора Коваля. Эта постановка идет в моем театре в Санкт-Петербурге. Потом я ставил «Молодую гвардию».
Такие спектакли необходимы не только зрителю, но и труппе, потому что молодежь должна понимать смысл нашего существования: ведь мы живем не только для того, чтобы кушать и продолжать свой род, но и для более высоких целей. Так что «Жанна Д’Арк» – спектакль, конечно, исторический, но лишать его нынешних смыслов было бы неправильно.
– Кто делает сценографию спектакля?
– Народный художник России Вячеслав Окунев, с которым мы также решили оставить и в оформлении сегодняшние смыслы.
– Как вам удается вместе с вокалистами, которым не только нужно держать в голове свою партию, но и исполнять ее, создавать художественные образы?
– Наша профессия – это игра, а артисты – это дети. Если ты говоришь с ними о чем-то интересном, о том, что их задевает – они твои. Если есть взаимопонимание, то и рождается ансамбль, высшее достижение театра.
Я спрашиваю у них только одно: «Зачем сегодня ты вышел на сцену? Расскажи мне про это. Что ты этой сценой хочешь сказать, и чем в этом я тебе смогу помочь?». Главное –смысл. Я всем говорю: «Талант – это от Господа, а ремесло – это зона вашей ответственности».
Если вы не можете озарить спектакль своим талантом, то сделайте его, по крайней мере, умным и понятным. Чтобы люди задумывались над увиденным, выходя из зала. Сегодня время актеров, которые ради смысла готовы отдать себя режиссеру целиком.
Сегодня нет плохих театров, есть убогие дирижеры и режиссеры. А артисты – все от Бога. Если у него есть голос, мы обязаны из толстого сделать красавца, из неуклюжей девушки – обольстительную красотку и так далее. Это – профессия, и над этим должны работать и хореограф, и режиссер, и сам актер, который обязан понимать, какую миссию он несет.
Хотя часто мои коллеги работают по принципу: «Не нравится этим зрителям, пусть уходят. Придут другие». Не придут. Борьба за зрителя должна быть постоянной.
Что ждет от тебя публика
– Вот мы и подошли к проблеме зрителя. Так режиссер должен вести его за собой или потакать вкусам толпы?
– Вести, но не уходить в даль, чтобы эти самые зрительские массы не терялись где-то там позади. Это умение приходит с годами: компромисс между режиссерскими амбициями и тем, что ждет от тебя публика. Но есть и «кулинарное творчество» – это термин моего учителя Покровского: красивый концерт в костюмах, хороший оркестр, хорошие голоса. И многим этого достаточно. А интеллектуальной публике это мешает сегодня приходить в оперные залы.
Я убежден, что для режиссера сегодня необходимо обязательное понимание того, где ты ставишь, что и для кого. Каждый регион, куда ты приезжаешь ставить, ждет чего-то своего. В Самаре на открытии театра «Князь Игорь» должен был стать праздником.
В Ростове, который искушен театром, нужно было поставить этот спектакль с особым смыслом. И нужен был взрыв в Москве, потому что ставил я «Князя Игоря» практически у стен Кремля, и нужно было достучаться через эти стены.
– Ваш «Князь Игорь», поставленный в Ростовском музыкальном – мощнейший антивоенный спектакль. Причем это все заложено у Бородина-композитора и у Бородина-автора либретто! Некоторые зрители, к сожалению, этого не поняли. Но в разных составах «Жанны Д’Арк» – разные исполнители. Меняется ли от этого сам спектакль?
– В спектакле «Жанна Д’Арк» я репетирую четыре состава.
– У нас в труппе нашлись четыре Жанна Д’Арк?!
– А также четыре Карла и пока трое Джакомо. Я всегда иду навстречу артистам, если они хотят работать. В моем театре воспитание труппы выходит всегда на первый план. А с Ростовом я сотрудничаю давно, и мне интересно наблюдать становление труппы от уровня театра музыкальной комедии до уровня столичного театра.
– Так назовите же исполнительниц роли-партии Жанны.
– Это, конечно же, Наталья Дмитриевская, а также Марина Закарян, Екатерина Краснова, Анна Шаповалова. Они все разные. У Наташи Дмитриевской – образ лирический, у других получаются более драматические образы. И я не хочу на всех натягивать одну и ту же «шапочку» режиссерской концепции. Я вообще обрадован ситуацией с голосами в ростовском театре.
– А много ли найдется в России трупп, которые смогут предъявить публике четыре Жанны Д’Арк?
– Я таких трупп не знаю. В Большом театре не нашлось бы ни одной.
***
Александров Юрий Иосифович. Режиссер, художественный руководитель, директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера». В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист, в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории.
С 1978 года по настоящее время – режиссер-постановщик Мариинского театра. Им поставлены более 120 спектаклей в оперных театрах России и зарубежья.
В 1987 году им основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем реорганизовалась в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
Заслуженный деятель искусств России, лауреат Высшей национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Президент Ассоциации музыкальных театров.
Вера Волошинова, “Молот”