Московский государственный академический камерный хор — с недавних пор он называется еще и Минин-хором — вступает в свой юбилейный 50-й сезон.
Он обещает быть как никогда насыщенным: юбилейный фестиваль (концерты пройдут в лучших залах Москвы, в том числе Зарядье, Большом зале Консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Московский международный Дом музыки).
Премьеры сочинений (самая громкая — музыкально-драматическое театрализованное действо «Последний день вечного города» Ильи Демуцкого на сцене Зала Зарядье 2 ноября 2021 года), концерты в Москве и городах России, образовательные проекты и даже инициированный коллективом конкурс молодых композиторов.
Мы задали одни и те же вопросы трем руководителям коллектива, — символично, что они представляют три поколения музыкантов.
1. Каковы главные ожидания от предстоящего юбилейного сезона и ваше видение его идеального результата?
2. Каким должен быть сегодня хор, на который пойдет новый зритель?
Владимир Минин
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор, основатель, художественный руководитель (1972 — 2019), президент Минин-хора.
1. Начну с идеального результата. Новый художественный руководитель Тимофей Гольберг может и просто обязан превзойти тот уровень, то исполнительское мастерство, которое было характерно для Московского камерного хора. А мои ожидания — интересные и общественно-значимые программы, которые могли бы всякий раз собирать полные залы.
2. Уже несколько поколений детей в средней школе лишены настоящего музыкального воспитания. Наша школа воспитывает, прежде всего, цифрой (сейчас это актуально), меньше — буквой (гуманитарии не в почете) и совсем не воспитывает нотой. Свято место пусто не бывает. К человеку «прилипает» то, что не требует от него усилий. И наш хор должен противопоставить этому высокое академическое искусство, которое символически поднимет зрителя партера до уровня сцены. Часто для этого нужно смело отринуть, взорвать академический глянец!
Тимофей Гольберг
Художественный руководитель Минин-хора
1. Ожидания мои — самые простые: чтобы каждый концерт (не только 5 концертов юбилейного фестиваля) был пусть маленьким, но бриллиантом, чтобы не было проходных концертов. А идеальный результат — чтобы по завершении сезона, в котором хор продемонстрирует свое мастерство с разных сторон, в разных стилях и жанрах, мы поднялись на иную ступень качества, которая позволит нам по-настоящему вернуться на международную арену.
2. Так случилось, что слово «хор» сегодня не то чтобы устарело —даже иногда воспринимается ругательным. Это может показаться странным, но самое главное в наших хоровых концертах — выйти за пределы слова «хор». Нужно, чтобы наши музыканты чувствовали артистами хора, а не хористами, не только на бумаге (в штатном расписании).
В этом смысле важны такие проекты, как «Последний день вечного города», в которых наши артисты являются неотъемлемой частью театрального действа. Это важно и для их самоощущения, и прежде всего для публики. И здесь мы подходим ко второй части ответа.
Хор должен удивлять. И это особенно важно, потому что именно от хора этого мало кто ждет. В каждом концерте, даже абсолютно классическом, должны быть какие-то изюминки, сюрпризы (конечно, не в каждый момент, это нереально), — театрализация, звукоподражание, музыкальные инструменты в руках артистов. Это и поможет в привлечении нового слушателя.
Дмитрий Сибирцев
Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, директор Минин-хора
1. Наверное, мои ожидания — как у ребенка перед днем рождения. Ожидания подарков. Не знаю, почему… Может быть, не хватало этих подарков в последнее время. Хочется исполнения задуманного, тайных желаний, о которых мало кто и знает.
Если говорить серьезно, то, что задумано, то, как и рядом с какими людьми должен пройти этот год, — свидетельствует, что наш камерный хор по-прежнему стоит в одном ряду с самим выдающимися, заслуженными коллективами. А дальше — как в мультфильме «Остров сокровищ»: «Все, буквально все, едва заслышав, что мы отравляемся за сокровищами, изо всех сил стараются нам помочь». Сейчас я в какой-то степени похож на Трелони, но, надеюсь, не так болтлив, как этот сквайр!
Результаты огромной работы, которая началась в конце предыдущего сезона, продолжилась даже в отпуске и идет сейчас, — будут видны только когда отзвучит последний аккорд последнего концерта юбилейного года. А идеальный результат, конечно, — если все это получится (продолжая аналогию, — если ребенку достанутся все эти подарки) и это принесет удовлетворение и участникам, и, главное, всем зрителям, почитателям коллектива, Владимира Минина, тем, кто с новой стороны откроет для себя Тимофея Гольберга.
2. Мое ощущение, что наш хор должен быть, с одной стороны, таким, каким его задумывал Владимир Николаевич Минин (в хорошем смысле классическим, строгим, идущим по верхней планке вкуса), — а с другой стороны, — ярким и современным. Мы не живем былыми заслугами, мы интегрированы в сегодняшнюю жизнь. Но поддерживать этот баланс необычайно важно.
Мое дело — как можно чаще демонстрировать публике результаты наших усилий.
Материал предоставлен пресс-службой Минин-хора