3 декабря 2012 завершается Музыкальный фестиваль имени великой оперной певицы Ирины Архиповой, с начала этого сезона проходивший в столице и других городах.
В Большом зале Московской консерватории в концертном исполнении прозвучит одна из самых знаменитых итальянских опер – «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Сбор от концерта направляется в фонд консерватории, где Архипова училась на вокальном факультете и в аспирантуре, затем многие годы преподавала, выпустив целую плеяду прекрасных исполнителей.
Партию Турриду исполняет народный артист СССР Владислав Пьявко – супруг Ирины Архиповой, ее многолетний партнер по сцене Большого театра и один из организаторов фестиваля.
– Радует, что в фестивале принимает участие много молодежи, – говорит Владислав Пьвко. – Все они – красивые, с хорошими голосами, талантливые. Так всегда было при жизни Ирины Константиновны. Так остается и по сей день.
– Владислав Иванович, каковы ближайшие планы и проекты Фонда Ирины Архиповой?
– Фонд существует без малого почти 20 лет, и только последние три года мы живем без нее, но продолжаем начатое ею дело – поддержку молодых вокалистов. А начиналось все с просьбы наших молодых учеников (сейчас они – уже известные певцы) помочь поехать за границу на вокальный конкурс.
Тогда мы заплатили за ребят свои деньги, а наши друзья – основатель уникального детского музыкального театра Наталья Сац, знаменитый ученый Георгий Гладышев, великий русский композитор Георгий Свиридов – потом сказали: это ведь прекрасная идея, надо создать фонд, который будет заниматься продвижением молодых певцов.
А планы… Я о них никогда не рассказываю. Какими бы грандиозными они ни были, какими реальными бы они ни казались, всегда найдется человек, который обязательно все испортит, и планы «скиснут» или не сбудутся вообще.
– Изменились ли сегодня эталоны оперного пения? Какие голоса считаются образцовыми?
– Я не вокаловед, но давайте для начала все-таки определим, что такое эталонное пение. Это прекрасное пение. Бельканто. Что оно означает? Великолепное звукоизвлечение, отменная артикуляция, музыкальность, артистизм и неповторимый тембр – вот такой комплекс качеств, которыми должен обладать идеальный голос. И, как бы ни изменялись вкусы публики, эти критерии остаются неизменными. А успех и признание сопутствуют тому, чей голос наделен всеми этими качествами.
Являются ли наши современные певцы такими эталонами? Посмотрите на афиши всех крупных мировых оперных сцен, начиная от Гранд Опера, Мет, Ковент Гарден. Как правило во всех премьерных постановках и спектаклях открытия сезонов – имена российских звезд. Анна Нетребко, Ольга Бородина, братья Абдразаковы, Борис Стаценко… Список можно продолжать и продолжать. Что это, как не признание их принадлежности к прекрасному пению, к эталону.
– За последние годы оперное искусство пережило несколько периодов метаморфоз. Сначала оперу «осовременили» эксперименты авангардной режиссуры и композиторства, потом ее фактически сблизили с эстрадой и даже с тем, что принято называть «попсой», сейчас опера – лакомый кусочек для телевизионных проектов и различных шоу… А что дальше? Возвращение? К чему?
– «Осовременивание», на мой взгляд, – неподходящий термин для определения того, что в массе своей творится сейчас на подмостках оперной сцены. Это глумлением над оперой, издевательство над музыкой и уничтожение всего, что заложено в нее авторами – композитором и либреттистом.
Я всегда говорю этим «гениям режиссуры»: не нравится классический сюжет – пригласите своего драматурга и композитора, и напишите новую, вашу общую оперу. Но ведь не спешат – потому что понимают: на нее никто не пойдет, по крайней мере, больше одного раза. И поэтому они паразитируют на том, что уже создано другими людьми. Это не творцы, это псевдохудожники.
Меня раздражает издевательство над русской оперой – «Борисом Годуновым», «Хованщиной», «Пиковой дамой, «Царской невестой»… Русская опера, как никакая иная, связана с историей государства, с гениями русской литературы и музыки. Но, если так и дальше будет продолжаться, то уже через два поколения никто не будет знать, какие костюмы носили в то время, о чем думали, что переживали герои тех лет.
Как будто намеренно уничтожается память поколений, и люди превращаются в существ, родства не помнящих. А то, что делает с классической оперой телевидение, я бы сравнил с малярными работами, только вместо стены под руками горе-мастеров – гениальные полотна из Третьяковки или Эрмитажа.
К чему мы идем? Я надеюсь, возвращаемся к гармонии, к истинным ценностям. Уверен, они опять станут важны для человечества.
– Ваша невключенность в светскую жизнь, которую активно ведут многие отечественные оперные исполнители, – это проявление личной позиции?
– Вся эта глянцевая светская жизнь – пир во время чумы. Мне дорого мое время.
– Не было желания направить свою энергетику в другие русла – например, политики в области культуры и искусства?
– Каждый человек должен заниматься своим делом, к которому он призван. Я умею петь. А еще с удовольствием поставил бы спектакль или фильм. Сделал то, что напрямую связано с моим творчеством и моим образованием, ведь я – выпускник ГИТИСа.