В конце минувшего года на XVI Московском международном конкурсе молодых исполнителей русского романса “Романсиада-2012” Гран-при получил белорус, студент Санкт-Петербургской консерватории Владимир Дмитрук.
Эта победа у Владимира не единственная.
Он – лауреат первых премий Пятого международного конкурса оперных певцов им. И.П. Богачевой в Санкт-Петербурге, конкурса им. О. Петрусенко в Херсоне, конкурса “Маленькая опера” в Кохтла-Ярве в Эстонии…
В прошлом году Владимир получил Гранд-премию и звание лауреата специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи.
А начиналась карьера Владимира с песен а капелла на ступеньках собственного подъезда. Потом было поступление на вокальное отделение Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Теперь Владимир часто выступает, поет ведущие партии в разных театрах. Но не забывает и Минск, свою творческую семью.
— Ваш отец – белорусский поэт Павел Дмитрук, сестра – известная художница. Наверное, вы с детства приобщались к искусству?
— Вообще-то мама хотела, чтобы я стал банковским работником. А сам я думал посвятить себя театру. Стать певцом не планировал. Когда был маленьким, сестра мне кричала: “Не пой, тебе медведь на уши наступил!” А мы садились с друзьями в подъезде на ступеньки и пели.
Профессиональная подготовка началась в эстрадной студии Сергея Дербуна. Сергей Евгеньевич и посоветовал поступить в музыкальное училище.
— Вы планируете какие-то проекты в Беларуси?
— Я бы очень этого хотел. Есть много замыслов… Мечтаю со своими друзьями, солистом белорусской оперы Толей Сивко и солистом Мариинского театра Владиславом Сулимским, записать для радио большой блок народных белорусских песен. Приобщить к проекту и других певцов-земляков, которые поют за границей.
— А сейчас исполняете белорусский репертуар на концертах?
— На “Романсиаде” меня попросили во время концерта спеть белорусскую народную песню. Я исполнил “Купалинку”, всем очень понравилось. На конкурсе в Саратове представил слушателям песню “Бяда”. Ищу что-нибудь еще, что ляжет на душу.
— Между тем принято думать, что молодые люди увлекаются прежде всего рок-музыкой, рэпом, попсой…
— Как-то случайно увидел по телевизору фрагмент шоу: молодой парень не мог узнать песню “Вдоль по Питерской”. Потом оказалось, что он понятия не имеет, кто такой Федор Шаляпин. Да, можно чего-то не знать, но есть вещи, которые нужно знать обязательно. И среди них – классическая музыка, фольклор. Нельзя забывать о своих корнях.
— И тем не менее сегодня оперные певцы идут на эстраду, участвуют в развлекательных шоу. Тот же Басков известен прежде всего как исполнитель песни “Шарманка”…
— Я не отвергаю попсу. В оперном искусстве тоже есть своя попса. Главное, в искусстве любого жанра должна оставаться нравственность, ориентиры “добро – зло”. Нельзя оправдываться вкусами публики. Неправда, что ей нужно что-то примитивное, как ребенку. В детстве, когда я слышал Вивальди, плакал от восхищения, хотя мало что понимал. Когда музыка искренна, она трогает любые сердца.
— Но молодые музыканты часто отходят от классики, противопоставляют себя ей…
— Это от непрофессионализма. Приносит мне композитор романс, и я вижу, что в самом начале прописана нота “до”, которая у теноров крайняя. Спрашиваю автора, ты читал белькантовые партитуры Верди? Нет, говорит.
А я считаю, отходить от базы глупо, ведь развитие голоса, построение музыкальной фразы не изменилось. Нужно учитывать не только свои амбиции, но и возможности человеческого голоса.
— Какой самый яркий пока момент в вашей певческой биографии?
— Наверное, прослушивание у Пласидо Доминго, которое состоялось в Москве после “Романсиады”. Закончилась репетиция рождественского концерта, где участвовал еще и Хосе Каррерас, и Доминго мне говорит: “Ну пошли петь!” А у меня ноги к полу приросли…
Он суетится: “Где концертмейстер?” Оказалось, нет. Маэстро говорит, ничего, сам сыграю. И сел за электронное пианино: “Ну что, пой!” Я исполнил песенку Герцога из “Риголетто”. Понравилось. Потом начал петь арию Альфреда из “Травиаты”. Понимаю, что надо сосредоточиться на образе.
Но поворачиваю голову направо – сидит сам Пласидо Доминго, улыбается и мне аккомпанирует. Какое тут спокойствие! Дрожь в коленках… Теперь жду приглашения из Италии. Пласидо хочет позаниматься со мной, чтобы я участвовал в его конкурсе, который пройдет в августе.
— Есть уже любимые партии? Планы ближайших выступлений?
— В Эстонии буду петь партию Лыкова в опере Римского-Корсакова “Царская невеста”, в Пензе – Альфреда. Очень хотел бы исполнить партию Неморино из “Любовного напитка” Доницетти. Партия веселая, наивная… Я и сам – наивный человек. А пока мне нужно учиться, расширять свой репертуар. Ведь есть партии, за которые певцу не стоит браться до определенного возраста, когда голос окрепнет.