В рамках Европейских оперных дней «European Opera Days» состоялась встреча поклонников музыкального театра с дирижером Алексеем Ньягой.
Маэстро приветствовал зрителей и коллег в репетиционном зале Самарского академического театра оперы и балета.
Стильный, по-хорошему худощавый, неодолимо привлекательный необычной внешностью (от отца, гражданина Гвинеи-Бисау, Алексей унаследовал матовый цвет кожи) и врожденной интеллигентностью коренного ленинградца, маэстро появился в театре как новое веяние сезона и сразу вызвал восторг и оркестрантов, и чуткой самарской публики.
В его «послужном списке» работа с прославленными музыкальными коллективами Санкт-Петербурга, Карелии и Самарской области. И музыканты Самары тоже получили возможность оценить и применить профессиональные качества новоприбывшего маэстро.
Появление в Самарской опере нового дирижера – яркого, молодого, самобытного петербуржца, актера и музыканта, профессионала высокого класса – стало настоящим подарком и для меломанов, и для оркестрантов. Каждый маэстро вкладывает свой талант учителя и руководителя в развитие вкуса и профессиональный рост музыканта – чувство стиля, понимание музыкального материала, его исполнение и массу других нюансов и тонкостей.
Дирижер Алексей Ньяга уверенно ведет за собой оркестр, а потому и музыканты так же уверенно и воодушевленно исполняют самые сложные спектакли: за хорошим дирижером чувствуешь себя «как за каменной стеной». Четкая ритмическая «сетка» дает возможность безукоризненно продемонстрировать свою технику без лишнего напряжения, а обмен энергией и эмоции помогают решить художественные задачи.
Замечательные результаты такой обратной связи музыкантов и дирижера – взаимное доверие, увлеченность и желание заниматься совместной творческой работой.
Тем приятнее, минуя устоявшуюся «систему координат» субординации, побеседовать с Алексеем Деголовичем на интересующие темы вне оркестровой ямы.
Поскольку профессия связана непосредственно с инструментальным исполнительством, то и вопросы будут касаться, разумеется, всего, что связано с театром и главной его составляющей – симфоническим оркестром САТОБ.
– Маэстро, вы неожиданно стали «счастливым приобретением» Самарского оперного. Работа в Самаре входила в Ваши планы или же Вы не упустили случайный шанс поиграть здесь?
– Меня пригласил главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Евгений Дмитриевич Хохлов. Не секрет, что нас связывает многолетняя дружба, мы вместе учились в консерватории, к тому же я факультативно занимался дирижированием у его отца, Дмитрия Дмитриевича Хохлова, руководителя Санкт-Петербургского государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева.
Но в общем-то в Самару привел все-таки случай. Начатую в 2014-м году постоянную работу в Петрозаводске, в государственной филармонии Карелии и Музыкальном театре пришлось оставить, так как в Санкт-Петербурге живет моя семья, супруга и двое детей, которым необходимо посвящать достаточно много времени.
Но спустя полгода я вновь почувствовал, что начинаю испытывать тоску по оперным спектаклям. Это было неожиданно для меня самого, потому что сотрудничество с музыкальным театром я решил рассматривать только как очередной этап роста и опыт работы, но стало катастрофически не хватать этой театральной магии, ощущения оркестровой ямы…
А Евгений Дмитриевич – человек проницательный, он это заметил. И предложил познакомиться с Самарским театром (это был 2016-й год, в то время я находился в Тольятти, в филармонии проходил «Парад дирижеров», и приехать в Самару не составило труда). Впечатлил и красивый театр, и спектакль, и обаятельный маэстро Борис Бенкогенов, стоящий в тот вечер за дирижерским пультом; так состоялось мое знакомство с Самарской оперой.
Позже, когда Евгений Дмитриевич занял пост главного дирижера, он сделал официальное предложение работы в театре, и я почувствовал, что, возможно, буду жалеть, если откажусь это предложение принять. Мне очень нравится здесь! Неизвестно, как долго придется держать связь одновременно между Петербургом, Петрозаводском и Самарой, потому что семья – дело ответственное.
– Как вы оцениваете профессиональный уровень музыкантов и симфонического оркестра театра?
– Оркестр могу сравнить с немногими коллективами, но меня приятно поражает серьезный и в количественном, и в качественном отношении репертуар Самарского академического театра оперы и балета, – он по-настоящему серьезный, – и этот репертуар, по моему мнению, здесь абсолютно профессионально исполняется.
Профессионализм оркестра и солистов на порядок выше коллективов некоторых областных и республиканских театров, где уровень исполнителей оставляет желать лучшего, а большие балетные спектакли до сих пор проходят под фонограмму (считаю это недопустимым).
– Вы консерватор в творчестве или готовы принять новые идеи?
– Я не революционер, не тот, кто в авангарде свежих шокирующих идей, но и консерватором себя не назвал бы. Я достаточно открыт для экспериментов.
– Современные молодые артисты – люди новой формации. Они более техничны, обладают профессиональной гибкостью и совершенно индивидуальным подходом к рабочему процессу. Можете ли Вы кого-то отметить из музыкантов или артистов оперной или балетной труппы? Есть ли у вас фавориты в нашем театре или же те, кто особенно симпатичен?
– Сложно ответить, так как мы все делаем общее дело, и выделить кого-то одного – значит, задеть самолюбие другого. Все солисты достойны внимания, самобытны и хороши.
Если же говорить о творческой симпатии, то я бы отметил Ирину Янцеву. Не могу отметить танцоров, так как балетные спектакли требуют особо пристального внимания и безукоризненной точности исполнения музыки, и смотреть на сцену просто некогда.
Вообще балет – это такая глубина, что недостаточно одного года сотрудничества, чтобы проникнуться тонкостями этого искусства…
Любимый спектакль? Мне очень нравится «Сказка о царе Салтане». Добрый, яркий, роскошная музыка Римского-Корсакова, интересная постановка. Вообще люблю детские сказки!
– Для дирижера оркестр – это его музыкальный инструмент. Есть ли любимое произведение, которое бы хотели исполнить с самарским оркестром? Возникают ли планы на будущее?
– Мне хотелось бы сейчас, в завершение этого театрального сезона и в следующем сезоне прикоснуться к тем замечательным спектаклям, составляющим репертуар театра, которых я еще не дирижировал, но очень хотел бы! Что касается симфонических программ, есть некоторые идеи, которые пока держим в секрете.
В дальнейшем это будем обсуждать с главным дирижером Евгением Хохловым. Но я не сомневаюсь, что такое направление будет одинаково полезным и для музыкантов, и для слушателей. Время требует, чтобы музыкальные театры, особенно театр оперы и балета, выходили бы за рамки репертуарных спектаклей.
Концертные программы с симфониями, с выступлениями солистами оркестра, с приглашенными солистами – неотъемлемая часть творческой жизни любого коллектива.
– Ваши пожелания самарским музыкантам…
– Здоровья! И не только музыкантам, но и всем-всем… У вас замечательный климат, красивая набережная; Самара сохранила неповторимый дух старинного купеческого города, где жизнь течет размеренно и вполне комфортно. Ведь в крупных городах совсем другие темпы жизни, не хватает времени на общение, на впечатления и эмоции.
Здесь все обстоит по-другому, и это приятно. Надеюсь в будущем ближе познакомиться с городом.
***
Молодые дирижеры с бесценным опытом и новыми идеями музыкальных проектов составляют сегодня творческое ядро Самарского академического театра оперы и балета. Будущий театральный сезон принесет самарцам много приятных сюрпризов.
Надеемся, что сотрудничество с маэстро Алексеем Ньягой продолжится и в следующем году. Афиша непременно порадует любителей оперы и балета, а число поклонников театра пополнится новыми зрителями!
Беседовала Анна Лапина