2 октября 2020 в Соборной палате в Лиховом переулке концертом, посвящённым 85-летию Гии Канчели, в котором выступят пианистка Полина Осетинская и кларнетист Юлиан Милкис, начнётся новая концертная серия под заманчивым названием “Musica al dente”, художественным руководителем которой является третий участник концерта открытия, знаменитый музыкант, альтист Максим Новиков.
Мы поговорили с Максимом о концепциях, артистах и публике, а также о том, как запускать в Москве новый концертный проект при многообразии уже имеющихся.
— Максим, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о зарождении самой идеи новой концертной серии в Москве. Не секрет, что столица уже перенасыщена концертами классической музыки и даже в «традиционных» залах иногда возникают сложности с «наполняемостью». Не боитесь ли вы затеряться на фоне всего этого изобилия и есть ли какая-то особенная задумка, с помощью которой вы планируете выделиться. И вообще, почему Москва? В вашей карьере последних лет много успешных организационных проектов в Латвии, Италии, Армении, Ливане.
— Сейчас сложно говорить, конечно, потому что, когда идея задумывалась и начала реализовываться, когда я договаривался со всеми артистами, была совершенно другая ситуация в нашем мире. Мы пережили сложный и интересный период, когда музыкантам пришлось искать новые, необычные пути к публике – онлайн концерты, новые жанры, всяческие эксперименты.
Ну, небольшое отступление, лирическое. Москва? Наверное, потому что я уже давно хочу сделать что-то интересное в Москве и сейчас чувствую в себе для этого достаточно сил и опыта, чтобы не бояться конкуренции.
Надо сказать, что я долгое время наблюдал и анализировал течение концертной жизни в столице и пришёл к тому, что то, что я хотел бы делать – создание интересных программ, создание концепций концерта, плотная работа с современными композиторами – для этого вполне ещё есть место и публика в нашем городе. Поэтому я сейчас скорее боюсь не конкуренции, а того, что могут снова всё закрыть, запретить и так далее.
Идея, конечно, есть. Большое количество артистов, у которых есть интересные мысли, давние сокровенные желания, которые они по разным причинам не могут реализовать через привычную концертную систему. Я занимаюсь тем, что соединяю разных артистов друг с другом в тех программах, о которых они давно думали. Тех артистов, которые друг о друге знали, но никогда не сотрудничали.
Например, один из моих любимых артистов, Яков Кацнельсон, когда я его спросил о том, что бы он хотел сыграть, ответил, что хотел бы сделать программу с певцом. И я его познакомил с потрясающим тенором, Липаритом Аветисяном, у которого сейчас очень яркая и успешная карьера по всему миру и который тоже очень хотел сделать камерную программу.
В результате будет концерт, которого я уже очень жду, хотя это будет только 20-го апреля, но я уже себе представляю, какой это может быть потрясающий дуэт. Осваиваю роль свахи в классической музыке, можно сказать.
— То есть основная мотивация для создания серии “Musica al dente” – это что: желание сделать что-то новое, просто желание что-то делать или желание собрать друзей вместе?
— Нет, главным и основным было моё желание стать более активным творчески в Москве, буду откровенен. Абсолютно эгоистичное решение.
Как я уже сказал, накопился некоторый опыт, я вижу и знаю многие проблемы, которые есть в организации концертов, причем и со стороны музыкантов и со стороны организаторов. Поэтому захотелось, в первую очередь, помочь музыкантам, выдающимся исполнителям, реализовать свои идеи в том виде, в котором они хотят и проверить себя, попробовать сделать в Москве, у себя дома, то, что я уже делал в разных странах.
— Как происходит выбор исполнителей и программа? Это попытка угадать то, что понравится публике или это выбор по принципу: «выбираю то, что люблю сам» или какой-то другой способ?
— Сразу скажу, что без моей любви не обошлось. Это сугубо моё, диктаторское и совершенно не толерантное решение. Но оно объяснимо, потому что это решение и желание услышать в Москве то, что я хочу, в исполнении определённых музыкантов. В первую очередь потому, что это, на мой взгляд великая музыка. Как минимум пару концертов именно с такой мотивацией и появились.
Ну, например, второй концерт серии “Musica al dente”, с очень оригинальным названием: «Шуберт, Шуман, Брамс, Хиндемит». Я не стал ничего придумывать, как часто происходит, со словом романтизм или что-то ещё в этом духе. Конечно романтизм, романтическая музыка. Думаю, что около ста концертов появляется в афише каждый год со словом романтизм. Для меня главное, что это фамилии этих композиторов.
А также то, что в этом концерте появится в Москве потрясающая пианистка Светлана Навасардян, которая сыграет огромную программу с музыкой этих композиторов и я буду с ней в дуэте в этом концерте. Вот это, пожалуй, и есть моя диктатура. Мы с ней играли уже эту программу в Ереване и я получил невероятное удовольствие от работы с ней. Поэтому, конечно, я хочу показать эту программу в Москве.
Или концерт, который будет 2-го февраля, под названием «Tempo», или «Время» на русском, которая тоже уже была сыграна, в Италии, с моей любимой Полиной Осетинской, состоящая из произведений, заслуживающих того, чтобы обязательно прозвучать в Москве. Многие из них уже очень популярны в Youtube, но вживую в столице не звучали.
Или концерт в апреле, на который приедет кларнетист Энди Майлс из Германии, уникальный музыкант, с которым мы когда-то выступали и в Германии и в Латвии. Два крупных произведения сформируют эту программу.
Одно из моих самых любимых сочинений за последнее время – «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» Макса Бруха, невероятной красоты музыка. И «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана, в котором будут участвовать, кроме Энди, Варвара Мягкова, Алёна Баева и Екатерина Земскова.
Но есть и другой пример формирования программ. Моё любимоё ощущение, когда артист, с которым ты начинаешь говорить о программах, загорается, начинает искрить и фонтанировать и ты буквально присутствуешь при процессе зарождения чего-то уникального. Именно так произошло с концертом, который пройдёт 22-го декабря с длинным названием: «Просвётлённая ночь или ранние песни позднего романтизма».
Специально для этой программы прилетит из Лондона восходящая звезда мировой оперной сцены, даже можно сказать, что уже взошедшая, сопрано Ануш Ованнисян, с очень интересным выбором музыки Шёнберга и Берга, в дуэте с пианистом Михаилом Шиляевым, тоже из Лондона. Это как раз тот пример загоревшегося идеей артиста, генерирующего необычные идеи. Ну и сама «Просветлённая ночь» тоже прозвучит, конечно.
Максим Новиков: «Настоящие творческие всплески случаются только в империях»
— Ещё один вопрос по репертуару. То, что Вы говорили о действительно прекрасной музыке Бруха, Мессиана, Шумана или Шёнберга. При безусловной глубине и привлекательности этой музыки, сложно назвать эти произведения неизвестными столичной публике. Москву в принципе сложно удивить чем-то. Будут ли совершенно новые произведения в программе серии? Вы уже упоминали работу с современными композиторами.
— Конечно, будет много чего интересного и современного. Например, будет московская премьера масштабного сочинения Павла Карманова «День первый», когда-то написанного для моего фестиваля в Риге, с органом, детским хором, на премьере в Домском соборе играла Евгения Лисицына, легендарная органистка, потом была премьера в зале филармонии в Петербурге, и вот теперь, наконец, московская премьера. Мои любимые Георгс Пелецис, Ваче Шарафян.
Израильский композитор Анна Сегал написала специально для нас потрясающую колыбельную для щипковых струнных и… не буду раскрывать все секреты и подробности, но это будет сюрприз для слушателей, концерт этот состоится 28 февраля, под названием «Песни без певцов», основой концерта, его основной звездой будет гитарист Дмитрий Илларионов!
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про зал, в котором пройдут все концерты серии “Musica al dente”. Почему Вы решили остановиться именно на этом месте?
— Во-первых, мне очень не хотелось «прыгать» по Москве из зала в зал, по галереям и музеям, было желание, чтобы это было одно, постоянное место для всей серии. А потом, это удобнее для слушателя – если им понравится, они уже будут знать где тебя искать. И вообще, есть же ведь ещё музыканты, для которых важно играть в красивом интерьере с хорошей акустикой, а не где придётся.
Соборная палата в Лиховом переулке, или давайте я даже скажу полное название – Историко-культурный и просветительский центр Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Это большой и светлый зал, когда ты там находишься, то ощущаешь себя действительно как-то иначе. Часто говорят «храм искусства», «храм музыки», а вот это место действительно Храм. Там в зале создаётся ощущение, что на сцене будет происходить что-то особенное.
Зал идеальных размеров для камерных концертов, порядка пятисот мест, там есть два рояля и клавесин, расположение в самом центре – рядом станции метро Пушкинская, Чеховская, Цветной бульвар, словом, все необходимые условия для настоящего концертного зала. Даже небольшая парковка своя есть, что для Москвы очень важно, конечно.
— Есть мнение, имеющее право на жизнь, что публика академической музыки довольно консервативна. И если уже сложилась привычка ходит. В залы консерватории или в филармонию, то проложить дорогу в новые залы очень трудно. Как известно, открывшийся уже много лет назад Дом музыки, довольно продолжительное время боролся с этим явлением, особенно в том, что касается камерных залов. Не боитесь ли вы этого и что делать?
— Спасибо за вопрос! Мне как раз кажется, что наоборот, в последнее время наметилась обратная тенденция. Публика с большим интересом ходит в новые залы, интересные места, чем по уже привычному маршруту. И вообще, если ты хочешь сделать что-то новое, какую-то интересную концепцию реализовать, правильнее это делать не в традиционном месте, лучше искать свежую, альтернативную для всех атмосферу.
В целом, я очень позитивно смотрю на идею “Musica al dente” и уверен, что концерты серии будут интересны большому количеству любителей классической музыки, ценителям продуманных концепций и поклонникам наших потрясающих артистов.
Беседовал Игорь Борисов
Программа серии “Musica al dente”:
«Посвящение Канчели»
2 октября 2020 года
- В. А. Моцарт – Трио ми-бемоль мажор для кларнета, альта и фортепиано «Kegelstatt», KV 498
- Р. Шуман – “Сказочные повествования” 4 пьесы для кларнета, альта, фортепиано op.132
- Гия Канчели – “Миниатюры” для кларнета и фортепиано
Полина Осетинская (фортепиано), Юлиан Милкис (кларнет), Максим Новиков (альт)
«Шуберт, Шуман, Брамс, Хиндемит»
30 октября 2020 года
- Ф. Шуберт – Соната “Арпеджионе” (Arpeggione Sonata a-moll), D.821 П.Хиндемит – Соната для альта и фортепиано op.11 No4
- И. Брамс – Соната ор.120 No2
- Р. Шуман – “Сказочные картины” (Märchenbilder), op. 113
Светлана Навасардян (фортепиано), Максим Новиков (альт)
«Хвалите Господа с небес»
29 ноября 2020 года
- П. И. Чайковский – «Утренняя молитва»
- С. В. Рахманинов – “Слёзы”
- С. В. Рахманинов – “Светлый праздник”
- П. И. Чайковский – «В церкви»
- Г. Пелецис – “Утренний Триптих” для альта и фортепиано
- В. Шарафян – “Bats Metz Ter” (Открой для нас, Господи, двери твоей милости)
- П. Васкс – “Castilo Interior” для альта и виолончели
- Ф. Мауль – Мотет “Вся жизнь лишь мгновение” из “Мессы Всех Святых” для мец- цо-сопрано, органа и виолончели (московская премьера)
- Н. Рота – ‘’Salve Regina” для меццо-сопрано и органа
- Х. Бусто – “Salve Regina”
- Е. И. Подгайц – “Agnus Dei”
- В. И. Мартынов – “Заповеди блаженства”
- П. В. Карманов – “День Первый” для альта, органа, детского хора и перкуссии (московская премьера)
Варвара Мягкова (фортепиано), Максим Новиков (альт), Екатерина Земскова (виолончель), Анна Хазанова (меццо-сопрано), Анна Кучина (орган).
Детский хор “Мелодия” под руководством Евгении Кудричевской
«Просветлённая ночь» или «Ранние песни позднего романтизма»
22 декабря 2020 года
- Арнольд Шёнберг – “Просветленная ночь” (1899) {Verklärte Nacht) Op. 4 для струнного секстета
- Альбан Берг – Семь ранних песен (1905 – 1908) (Sieben frühe Lieder)
- Антон фон Веберн – Две пьесы (1899) “Лангзамме” для виолончели и фортепиано Антон фон Веберн – “Langsamer Satz” (1905) для струнного квартета
- Арнольд Шёнберг – «Brettl-Lieder for voice & piano” (1901)
Ануш Ованнисян (сопрано), Михаил Шиляев (фортепиано), солисты ансамбля “Aureum Tempus”
«Время»
2 февраля 2021 года
- Георгий Пелецис – “Вечерний Триптих”
- Айварс Калейс – “Потерянное время”
- Аршиа Самсаминия – “В Вечности”
- Павел Карманов – “Осенние жизни”
- Эдуард Айрапетян – “День бабочек”
- Павел Карманов – “Второй снег на стадионе”
- Роберто Ди Марино – “Хронос”
- Георгий Пелецис – “Замерзающий каскад”
Полина Осетинская (фортепиано), Максим Новиков (альт)
«Песни без певцов»
28 февраля 2021 года
- А. Зеленский “Ave Maria” (гитара,струнные)
- Бенджамин Бриттен «Китайские песни» (Songs from the Chinese op.58, 1957) для голоса и гитары
- Бенджамин Бриттен «Ноктюрнал» (Nocturnal after John Dowland: Reflections on “Come, heavy sleep” op.70, 1963) для гитары соло
- Джон Доуленд «Fine knacks for ladies», «I saw my lady weep», «Come again» и «Come, heavy sleep» для виолончели и лютни
- А. Тансман «Каватина» (Cavatine, 1951) сюита для гитары-соло
- Роберто Ди Марино “Ноктюрн” (виолончель и гитара)
- Анна Сегал “Колыбельная” для щипковых инструментов – мировая пре- мьера
- Мануэль Мария Понсе Мексиканские песни для гитары соло
- Каччини-Вавилов “Ave Maria” для постепенно увеличивающегося состава
Дмитрий Илларионов (гитара, лютня), солисты ансамбля “Aureum Tempus”
«На конец времени…»
9 апреля 2021 гоад
- Макс Брух – 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано, op.83
- Оливье Мессиан – Квартет на конец времени для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано (Quatuor pour la fin du temps 1940-1941).
Алена Баева (скрипка), Энди Майлз (кларнет), Екатерина Земскова (виолончель), Варвара Мягкова (фортепиано), Максим Новиков (альт)
«Любовь поэта»
20 апреля 2021 года
- Роберт Шуман. Фортепианный квинтет Es-dur, Op.44
- Вокальный цикл “Любовь поэта”, Op.48 (Dichterliebe)
Яков Кацнельсон (фортепиано), Липарит Аветисян (тенор), струнный квартет “Aureum Tempus”
ClassicalMusicNews.Ru