В интервью Наталье Лосевой (подкаст “Как вы это делаете”) Николай Цискаридзе коснулся многих тем, в том числе рассказал, при каких условиях вернется в Большой театр и призвал сократить список театров, которые получают господдержку.
Он отметил, что государственная поддержка в России имеет беспрецедентные масштабы, чего нет ни в одной другой стране. По его словам, иностранные театры живут в основном за счет пожертвований.
По мнению Николая Цискаридзе, государственной поддержкой в России пользуется слишком большое число театров, в регионах необходимо выделить те, что действительно являются национальным достоянием и нуждаются в бюджетных средствах.
“А эти пожертвования интересны тем, что за них списываются налоги. Я считаю, что на госбюджете сидит огромное количество ненужного. Надо определить сразу, в каких регионах что действительно является национальным достоянием и что нуждается в такой поддержке”,
– сказал Цискаридзе.
В беседе Наталья Лосева отметила, что по Москве ходит много слухов о том, что Николай Цискаридзе в ближайшее время может возглавить один из московских театров.
“Не может быть никакой “один из”. Я всю жизнь служил на Театральной площади и никогда не менял адреса”,
– ответил ректор Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
“Понимаете, я хочу не возглавить мой родной театр, я хочу вернуть туда искусство. Это разные вещи. Вот те люди, которые хотят что-то возглавить, они возглавляют. А я – нет. Я занимался искусством”,
– продолжил Николай Цискаридзе.
— Если вы думаете, что я хотел возглавить Академию русского балета, то категорически нет. Я не хотел этого. Я не то, что раздумывал или капризничал. Я просто говорил – я этого не буду делать, я не хочу. Я знаю, что такое Петербург, знаю, что такое все эти люди, знаю, что они будут кричать.. <…>
Но когда Владимир Владимирович со мной заговорил, он говорил очень простые вещи. Он говорил, что надо сделать – он мне ставил задачи. И когда я эти задачи услышал, я сказал – да, я вот это могу сделать. Но у меня есть вот такое опасение. Он мне сказал – ты сделай, и все.
И я сразу принял это предложение. Потому что я понял: здесь есть доверие ко мне не только конкретно господина Путина, есть доверие государства. И я должен его оправдать.
Я же говорил, что я умею и я профессионал? Вот, пожалуйста, сделай. И я сделал.
Николай Цискаридзе: “За последние пять лет в театре не было ни одной удачной премьеры”
— Что бы вы сделали в Большом театре, чтобы вернуть туда искусство?
— Там надо начинать с вешалки просто. Там хозяйство в очень критическом состоянии. Я говорил о том, что у каждой профессии есть закон. Большой театр – это дом музыки, дом балета и дом оперы. Это три разных закона, но эти три разных закона надо совместить в одном пространстве.
Помимо этого у нас есть второй театр, есть вспомогательный корпус и бог знает, что еще, но если человек, который ничего не понимает, этим руководит, это и приходит в то состояние, в котором все это сейчас есть.
Даже когда вы проводите ремонт… У нас в Академии в коридоре висят портреты всех директоров Академии. Но они были не просто директорами – в разное время они занимали самые разные должности. Но все эти люди говорили на всех европейских языках, они умели играть на многих музыкальных инструментах… И многие танцевали, потому что при дворе в том числе надо было танцевать. Поэтому они понимали, какой должен быть пол, какой свет, какого это все должно быть размера и так далее.
Люди которые последние 25 лет находятся у власти в Большом театре – это люди с улицы. Я много раз об этом говорил. Они ничего не понимают ни в одном искусстве. Потому и искусство находится в состоянии краха. И хозяйство находится на уровне ниже среднего.
— Вы готовы вернуться теоретически?
— Я не люблю сослагательного наклонения. Будет момент – я все сделаю. Я знаю, что делать с первой секунды – что делать и за что браться. Другое дело, что может быть я не подозреваю уже уровень провала. Потому что в последнее время я вижу только фасад.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам РИА “Новости”