Школа музыки им. Сельмы Левин (Levinе School of Music) была основана в 1976 году в Вашингтоне в память о Сельме Левин, известном вашингтонском адвокате и пианисте-любителе, которая уделяла много времени и сил поддержке и помощи юным и молодым музыкантам.
Школу организовали Диана Энгел, Рут Коган и Жаклин Марлин в подвале небольшой церкви. В первый год учениками Школы Левин стали 70 детей и взрослых, которым преподавали 16 артистов Национального Симфонического Оркестра.
Благодаря гранту в размере $10.000 полученному от фонда Юджина и Агнес Майер, Школа Левин предоставила полную или частичную стипендию восьми студентам в течение первого года.
Спустя много лет Школа Левин выросла в одну из лидирующих музыкальных школ для детей и взрослых в стране. Всего несколько таких учебных заведений в США имеют аккредитацию в Национальной ассоциации музыкальных школ – организации, которая в основном занимается аккредитацией высших музыкальных заведений.
Школа Левин – единственная в мире музыкальная школа для взрослых и детей, которая использует для обучения только рояли фирмы Steinway & Sons, одного из крупнейших производителей концертных роялей. Школа Левин сертифицирована Национальной гильдией общественных школ искусств (National Guild of Community Schools of Arts) и одобрена как образец выдающегося качества образования в искусстве доступного всем слоям общества.
С менеджером школы Энджи Фрейзер побеседовал флейтист Николай Попов, брат которого, Василий Попов – виолончелист, выпускник Санкт-Петербургской консерватории (класс проф. А. П. Никитина) – работает в этой школе (класс виолончели и камерного ансамбля).
— Музыкальная школа «Левин», как я увидел, представляется довольно масштабным проектом для общего музыкального образования. Какой же годовой бюджет вашей организации? Неужели это все государственная поддержка?
— Нет, конечно нет. 70% денег мы получаем от самих учеников. Остальные 30 % бюджета – это пожертвования от частных лиц, организаций, а также правительственный грант. Конкретно в суммах мы получаем : 500.000$ – это грант от государства, а 2.000.000$ пожертвования.
— Какую цель в образовании преследует школа «Левин»? Ставите ли вы задачи перед учениками получить результаты в виде побед на конкурсах, дальнейшего выбора их профессии музыканта? И как вы мотивируете их для занятия музыкой?
— Это общественная музыкальная школа, которая прежде всего своей задачей видит предоставление музыкального образования абсолютно всем желающим, кто испытывает потребность в этом.
Мы даем стипендии ученикам, семьи которых не могут оплачивать образование. Но они настолько талантливы, что поддержать их просто необходимо! И этих учеников, получающих стипендии примерно 650 человек.
— А сколько всего учеников обучаются в школе и как вы организовываете учебный процесс?
— В наших 4-х зданиях в разных районах Вашингтона обучаются 3500 учеников. Самому младшему из них 4 месяца. У нас разработана специальная программа для новорожденных детей и их родителей, где они приходят в группу, слушают песенки, стучат в погремушки, таким образом развивают с рождения свой слух и ритм.
Ну, а самому старшему 100 лет. Пожилые люди у нас тоже с удовольствием занимаются. Даже есть специальный любительский оркестр который раз в неделю собирается на репетиции. Это прекрасная возможность пожилым людям не чувствовать одиночества и дает им возможность дополнительного общения.
— В таком случае что же является первоочередной задачей для педагога? Каким требованиям должен соответствовать учитель музыки, преподающий в Левинской школе музыки? Как вы отбираете педагогов для работы с учениками?
— Прежде всего мы стараемся искать преподавателей, которые являлись бы хорошими исполнителями. Для нас эта комбинация очень важна. Талантливые артисты-исполнители привлекают слушателей. Почти всегда среди слушателей находятся желающие учиться музыке.
Наша школа предоставляет помещение с настроенными роялями, просторными классами, наши здания удобно расположены в городе – так, чтобы было комфортно и педагогам, и ученикам.
Главное для нас, чтобы наши ученики любили музыку и получали удовольствие от своей игры и совместного музицирования. Хотя у нас нет задачи сделать из ученика профессионального музыканта, в школе есть экзамены два раза в год (технический зачёт и годовой экзамен), мы проводим три-четыре конкурса каждый год, а также мы устраиваем концерты, фестивали, где ученики могут показать свои успехи.
Многие выступления педагогов и учеников проводятся в музеях, посольствах и других культурных организациях города.
— Если детей заставляют заниматься родители, то что по-вашему заставляет взрослых людей брать в руки музыкальный инструмент? И как Левинская школа способствует этому?
— Для большинства наших взрослых учеников музыка – это хобби, которое отвлекает их от повседневных проблем. Кто-то из них занимался этим в детстве, они решили вспомнить и восстановить свои навыки. Для некоторых это укрепление памяти, развитие концентрации. Также это момент общения, как я уже ранее сказала – с выходом на пенсию у людей появляется больше времени.
Мы поддерживаем в учениках желание музыкального общения и зачастую объединяем их в различные камерные ансамбли. В нашей работе со взрослыми учениками есть значительный социальный аспект.
Хотя большинство взрослых учеников обладает финансовыми возможностями оплачивать занятия, есть среди них и малоимущие, которым мы предоставляем стипендии. Для нас очень важно, чтобы больше людей знало о Levine School of Music. И поэтому мы даём рекламу в газетах, интернете, выпускаем брошюры, организуем различные концерты для взрослых.
В мастер-классах с ведущими мировыми музыкантами, которые мы проводим, взрослые всегда участвуют как исполнители. Наши ученики приводят для обучения своих детей, друзей и знакомых. Таким образом развитие музыкального образования является трендом для нашего общества.
— В общем как я понимаю система по которой существует Levinе School of Music – это бизнес при поддержке частных лиц, организаций и государства?
— Ну конечно, это бизнес, но что важно, что Levine прежде всего – это некоммерческая организация, т. к. весь годовой доход школы расходится на стипендии, зарплаты педагогам , покупку инструментов, нот, аренду помещений, коммунальные услуги и т. д.
Нам очень помогают пожертвования в виде тех самых 30% нашего годового дохода, которые мы получаем от наших покровителей – частных лиц и организаций. Еще раз хочу подчеркнуть, что наш бизнес носит некоммерческий характер, так как все, что мы зарабатываем, тратится на развитие школы и музыкального образования.
— Что вдохновляет или привлекает организации и частные лица помогать финансово вашей школе?
— Во-первых, это желание помочь. А во-вторых, пожертвование на образование создаёт как частным лицам, так и организациям налоговые льготы, что является дополнительным стимулом для их помощи.
— Сейчас в музыкальном образовании все больше и большее место занимает джаз/поп/рок индустрия. Если говорить про Levinе School of Music – вы чувствуете, что люди стали меньше интересоваться классическим образованием?
— Такая тенденция есть, но она не значительна. Если говорить в процентном соотношении, то у нас 80% учеников предпочитают классическое образование, и лишь 20% желающих изучать другие стили. Классика – вечна.
Николай Попов