Самый молодой и успешный Концертный зал “Зарядье” Москвы готовится к началу своего третьего сезона, намеченного на 1 октября.
Как и во всем музыкальном мире, этот сезон в “Зарядье” будет непредсказуемым и новым во всех смыслах: с новой афишей, новыми правилами для публики, новым органом, который наконец зазвучит в концертах, с новой сценой, появившейся во время пандемии, и усовершенствованными технологиями.
Об этом обозревателю “РГ” рассказала гендиректор Концертного зала “Зарядье” Ольга Жукова.
— На самом деле уже до начала сезона вы провели концерт – причем не для врачей, как это делают многие залы во всем мире, а для волонтеров, помогавших жить в период пандемии. Это была ваша инициатива?
— Да, я думала, что необходимо сделать что-то для тех, кто в этот сложный период бескорыстно помогал нуждающимся людям – пожилым, малоимущим, инвалидам, привозил им еду, лекарства, оказывал психологическую поддержку. Хотелось отблагодарить их, ведь на таких людях и держится государство, наша страна, особенно в трудные, сложные времена.
Идеальным человеком для этого проекта мне казался Владимир Теодорович Спиваков, человек высоких моральных качеств, сам сделавший столько добрых дел! Я позвонила ему, и он мгновенно откликнулся, придумал красивую программу, а он умеет это делать так, чтобы нравилось даже самой неискушенной аудитории.
К нам ведь на этот концерт пришла не наша постоянная публика, а люди, почти не бывающие в концертных залах. Надеюсь, что теперь, услышав маэстро Спивакова, Национальный филармонический оркестр, Альбину Шагимуратову, Василия Ладюка, других музыкантов, эти замечательные люди – волонтеры, станут нашей постоянной аудиторией.
Владимир Спиваков: «Надо видеть в каждой трудности возможность»
— Вы, кстати, единственный зал в Москве, который не стал открываться в сентябре, чтобы максимально избежать рисков для публики. Тем не менее в зале прошел концерт для первых лиц страны, значит, зал к приему публики уже полностью готов?
— Да, мы долго и тщательно готовились к этому: проверяли систему вентиляции, делали социальную разметку, устанавливали новейшую систему для измерения температуры. На входе у нас будут экраны с термометрией, к которым можно просто приложить руку и получить сообщение о результате.
К сожалению, пока нашей публике придется сидеть на концертах в масках, в шахматной рассадке, согласно правилам, установленным протоколами департамента культуры Москвы и Роспотребнадзора. Концерты будут идти в одном отделении.
Но это все важно для безопасности нашей публики и музыкантов. Мы ведь знаем, как открылся Большой театр и у Ильдара Абдразакова потом обнаружился COVID-19, случаи заболевания есть и в Мариинском театре. Хотелось бы избежать подобных ситуаций. Лучше все делать не спеша, постепенно, а потом уже добавлять: одно отделение, два отделения.
— Между тем осенняя афиша “Зарядья” полностью обновлена. На что решили делать ставку?
— В первую очередь, мы хотели, чтобы зазвучал наконец наш новый орган, инаугурация которого прошла буквально за несколько дней до начала пандемии. Весной органные концерты с приглашенными из разных стран исполнителями не состоялись. А теперь из-за закрытых границ у нас в афише – только российские органисты.
Двенадцать органистов примут участие в большом “Рождественском органном марафоне”, который мы планируем провести 19 декабря. Марафон начнется утром с детских программ и закончится вечером большим концертом с участием оркестра.
Кроме того, в новом сезоне мы будем проводить органные экскурсии. У нас уже есть экскурсия по залу и закулисью, есть технологическая экскурсия, где мы показываем возможности нашего уникального зала-трансформера.
Теперь у нас появится путешествие в мир органа, во время которого можно будет зайти внутрь инструмента, в “органный домик” – трехэтажное строение с лестницей внутри, рассмотреть все трубы и механизмы, а затем ознакомиться на сцене с мобильной консолью, увидеть клавиатуры и регистры органа, послушать, как рождается органный звук.
— До конца декабря в афише “Зарядья” не только органисты, но и все исполнители – российские.
— Да, это будет российский сезон – очень хороший момент для наших музыкантов, особенно молодых, которые смогут показать себя широкой аудитории. У нас будут выступать разные исполнители: от Михаила Плетнева, Дениса Мацуева, Бориса Березовского до совершенно молодых ребят – лауреатов конкурса Чайковского, стипендиатов фонда “Новые имена” и Благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Кроме того, мы расширяем в этом сезоне просветительский проект, подготовили новые циклы в Малом зале: Музыка в пространстве театра, в пространстве дворца, парка и так далее. Кстати, пока шел карантин, мы сделали полноценную сцену в Малом зале, технически оснастили его для театральных постановок.
— Уже в октябре в Малом зале заявлена премьера оперы “Математик”, среди персонажей которой будут ученые и квантовые частицы. Этот экспериментальный проект делает режиссер Екатерина Василева. Ее Лаборатория молодых композиторов и драматургов “КоОПЕРАция” перешла на сцену “Зарядья”?
— Да, мы уже сделали с ними в прошлом году замечательную современную оперу “Путешествие голубой стрелы” и решили продолжать работать. У нас есть и другой цикл современной музыки – “Я – композитор!”, в котором современные композиторы сами представляют свою музыку. В этом сезоне состоится встреча с Кузьмой Бодровым, программа к юбилею Леонида Десятникова и другие.
Мы очень надеемся, что все наши планы осуществятся. Конечно, тревога у меня есть, потому что неизвестно, как будет складываться ситуация. На разные варианты развития событий я заготовила план А, план В, план С. Могу только сказать, что при любых обстоятельствах нашу публику мы не обидим. На сегодняшний день у нас нет ни рубля долга перед зрителями: все, кто хотел вернуть деньги за отменившиеся весной концерты, получили их.
Я противница разного рода ваучеров: чем честнее мы будем, тем больше шансов, что наш зритель вернется к нам, купит билет – не на наших условиях, а когда посчитает для себя возможным. Сомнения у людей пока все-таки есть, и было бы неправдой говорить, что у всех залов хорошо раскупаются билеты. Время сейчас сложное для продаж: ажиотажа нет, идет борьба за зрителя.
“Какой год, такой и birthday” – Анна Нетребко заразилась COVID-19
— Никогда за всю историю существования концертная индустрия не переживала такого системного кризиса. Для вас, как для молодого директора концертного зала что означают эти экстремальные обстоятельства?
— Меня эти обстоятельства бодрят. Мы работаем в Москве, где много прекрасных залов со своей публикой, со своей богатой историей: по 200, 100, 60 лет. А нам всего два года. Мы только начали работать, и тут все эти обстоятельства свалились на нас. Я всегда свою команду настраиваю на то, что следующий сезон делать сложнее, чем предыдущий, и чем дальше, тем важнее доказывать, что мы достойны посещения. Но рынок сейчас обрушился, и мы заново должны обретать свою аудиторию.
— Какие у вас ожидания от предстоящего сезона?
— Мы все ждем открытия нашего сезона, ждем нашу публику, но в любой момент должны быть готовы перестроиться, должны быстро реагировать на то, что происходит вокруг. Конечно, я хочу, чтобы зал работал, чтобы все были здоровы, любили музыку, приходили к нам.
За эти полгода мир очень изменился, но наше человеческое общение, наши встречи с музыкой, с близкими людьми невозможно заменить никакими онлайнами. Жизнь – это короткий миг, и так хочется быть друг с другом, быть вместе.
Работа зала “Зарядье” будет нерентабельной при “шахматной” рассадке зрителей
“Зарядье”. Афиша
1 октября. Открытие сезона. Хибла Герзмава (сопрано) и Александр Князев (орган).
3 октября. Диляра Идрисова (сопрано), Мария Успенская (орган/клавесин), Musica Viva под руководством Александра Рудина.
4 октября. Органная экскурсия.
7 октября. Опера “Математик” Анжелики Комиссаренко.
11 октября. Музыка в пространстве театра. Вена. Ан дер Вин. Лекция Ларисы Кириллиной.