После триумфа мирового масштаба юный пианист не считает себя звездой, осознает необходимость совершенствоваться и идти вперед.
В одном из интервью после «Евровидения» он сказал:
«Я прекрасно понимаю, что через некоторое время шумиха, естественно, поутихнет. Любой успех должен стать лишь толчком для дальнейшего развития. Главное – любить музыку и продолжать работать».
Совсем скоро у московской публики будет возможность услышать музыканта в сольном концерте с серьезной программой: он представит интерпретации барочной музыки, классической сонаты и сочинений романтиков.
О некоторых подробностях предстоящего события Иван Бессонов рассказал Сергею Буланову.
— Иван, ваш декабрьский концерт анонсируется как «первый сольный», скорее всего, речь о том, что вы первый раз сыграете в Доме музыки. Наверное, у вас уже приличный концертный опыт?
— В моей жизни было не так много именно сольных концертов. Думаю, что вряд ли их число превысит десяток. Раньше мы много выступали с моими братьями-скрипачами Никитой и Даниилом, давали «семейные концерты».
Иван Бессонов: «Для меня самое главное, чтобы публика получила удовольствие»
— В программе вечера заявлена музыка Баха, Бетховена, Шумана, Шопена и Рахманинова. Значит, нам точно предстоит услышать результат продолжительной работы и, наверняка, не одну крупную форму?
— Здесь у меня в какой-то мере и будет дебют, хотя с оркестром я уже исполнял концерты Рахманинова, Чайковского. Но сольно играл все же менее масштабные произведения, а в Доме музыки прозвучат две сонаты, партита, цикл…
— Шумановский цикл?
— Да, сыграю «Детские сцены». Мне кажется, несмотря на простой текст, это одно из самых сложных произведений в фортепианном репертуаре. Именно простоту, детскую наивность бывает очень сложно почувствовать и воспроизвести. Когда «Детские сцены» играют дети, с одной стороны, все логично смотрится, но, я думаю, что сочинение это Шуман написал для стариков. Поэтому оно и непростое.
— Логику концерта все по-разному выстраивают, у вас есть какая-то концепция?
— Репертуар подбирался скорее спонтанно, и выстроен он по хронологическому принципу. Самое главное, я буду играть музыку, которую люблю. У меня в жизни вообще ни разу не было такого, чтобы меня заставили учить то, что мне не нравится.
— А какая музыка вам не нравится?
— Я бы не применял такое выражение «не нравится», просто у всех разные предпочтения, какие-то сочинения бывают более близки. Я стараюсь учить только то, что у меня хорошо получается, и то, что лучше всего чувствую.
— Почему из русской музыки будет только Рахманинов?
— Потому что я люблю Рахманинова! Наверное, поэ тому. А почему нет? Сыграю несколько его прелюдий. Кстати, в таком же ключе я бы ответил и на вопрос о Бетховене – будет Соната № 6, что здесь можно сказать? Это же Бетховен!
— Начинать будете, конечно, с Баха?
— Я уже играл Вторую и Шестую партиты, где хорошо слышна композиторская зрелость Баха. Теперь сыграю Первую: по сравнению с другими, она написана довольно просто, но я бы не сказал, что хуже. Есть что-то свое в этой партите.
— Программой охвачено несколько стилей: легко ли будет переключаться?
— Нелегко. Для этого, естественно, должна быть практика, и даже какая-то сила воли. Безусловно – самоотрешенность: каждый раз нужно забывать все, что было до этого, и за мгновение сосредотачиваться на том, что будет дальше, и не думать ни о чем другом. Но это – профессия артиста.
— Элисо Вирсаладзе, например, выходит на сцену и тут же начинает играть, что очень эффектно. А вам требуется время, чтобы настроиться?
— У меня это происходит по-разному. Если я чувствую, что сразу «попал» в произведение, то начинаю играть. Если мне нужно посидеть и успокоиться, или чтобы зал успокоился – даю время. Интуиция.
— Какие-то еще названия из вашей новой программы мы можем уже сейчас объявить?
— Да, конечно, скрывать нечего. Еще я сыграю Вторую сонату и фа-диез минорный Полонез Фредерика Шопена. А на бис исполню свои собственные сочинения, правда, фамилию Бессонов поставить в один ряд с Бахом и Бетховеном я не решился…
— В качестве post scriptum все же задам вопрос, многим сейчас интересный. Победа на конкурсе, гастроли, съемки и интервью – хотя вы и не считаете себя звездой, но популярности вашей можно позавидовать. Вы ощущаете перемены в отношении к вам друзей, или они по-прежнему рядом?
— В музыкальной среде, если люди по-настоящему дружат, то никому не важно, где ты и что выиграл. На общение с друзьями и одноклассниками изменения в моей жизни никак не отразилось.
Сергей Буланов, “Музыкальная жизнь”