В Концертном зале Чайковского объявили лауреатов XV конкурса Чайковского.
Вторую премию у пианистов получил 19-летний американец китайского происхождения Джордж Ли, потрясший московскую публику невероятным техническим мастерством и живым, пылким и искренним отношением к музыке.
Его исполнение 32-й сонаты Бетховена в первом туре и 23-го концерта Моцарта во втором добавили к имиджу блестящего концертного виртуоза и новые краски – Ли показал себя музыкантом чутким и умным, отнюдь не довольствующимся мощным, но поверхностным лоском технического совершенства.
– Почему вы решили участвовать в конкурсе Чайковского?
– Главная причина – это сам Большой зал Московской консерватории, удивительное и знаменитое историческое место. Скажу сразу, я приехал не за премией, момент состязательности был для меня не главным. Мне очень хотелось выйти на эту сцену, играть перед русской публикой.
– Наверное, веское слово в пользу конкурса сказал и ваш педагог, Максим Могилевский?
– С Максимом Могилевским я познакомился несколько месяцев назад. Он помог мне готовиться в Америке и сейчас в Москве поддерживал меня. Но мой учитель, Рассел Шерман, представил меня мистеру Могилевскому уже после того, как я подал заявку, так что мое решение с ним никак не связано.
Просто приехать на конкурс Чайковского было моей мечтой с раннего детства. Я знал о нем от моего педагога – Ин Чен Зонга, который участвовал в конкурсе вместе с Владимиром Ашкенази и занял второе место.
– Вы из музыкальной семьи?
– Мои родители не музыканты. У них не было возможности профессионально заниматься классической музыкой из-за “культурной революции” в Китае. Но я рос под звуки Бетховена, Шопена, Рахманинова. Моя старшая сестра занималась, и я ходил на занятия вместе с ней, мама все время включала диски, мы постоянно посещали концерты в Бостоне. То есть музыка совершенно естественно вошла в мою жизнь практически с рождения.
– Когда вы поняли, что музыка – ваше призвание?
– Думаю, это случилось, когда мне было 11 лет. Тогда я впервые играл на сцене с оркестром. Это не было крупным событием – небольшой зал, любительский оркестр, но для меня открылся новый мир. После концерта слушатели подходили ко мне и говорили о том, как моя игра изменила их настроение, тронула их. Я впервые задумался о том, что исполнитель может оказывать такого рода воздействие на людей. Это был поворотный момент в моем сознании – мне захотелось регулярно играть для публики.
– Вы поразили конкурсную аудиторию фантастической виртуозностью. Это природный дар или результат упорной работы?
– Скорее, это все же итог многолетнего труда: с 11-летнего возраста я провожу за роялем по 7 часов в день ежедневно. Но хочу сказать, что техника не главное для музыканта. Она всего лишь средство для того, чтобы создавать музыку, делать ее звучание совершенным. Я считаю, что в каждом исполняемом произведении, прежде всего, должны быть эмоции и чувства, должна быть некая история, которой ты хочешь поделиться со слушателями.
– Помимо занятий музыкой вы еще изучаете литературу в Гарварде.
– Главной причиной поступления в Гарвард было желание получить хорошее образование. Мне хочется развиваться, становиться человеком более глубоким, знающим, интеллектуальным. Думаю, это в любом случае отразится и на музыке, которую я играю.
– Что вы сейчас читаете, какую литературу любите?
– Сейчас я дочитываю “Преступление и наказание” Достоевского. Понадобилось какое-то время, чтобы втянуться в этот роман – поначалу он показался мне довольно депрессивным, но потом очень увлек. А вообще, я люблю французскую литературу – “Трех мушкетеров”, “Графа Монте-Кристо”.
– На первом туре вы играли 32-ю сонату Бетховена – для конкурса довольно отважный выбор.
– В прошлом году мой учитель предложил мне эту сонату, и я был потрясен ее сложностью и масштабом. Я пропустил ее через себя, попытался прочувствовать. Для меня главной темой в этом произведении стала благодарность Богу. Это величайшее духовное прозрение и одновременно смирение, к которым пришел композитор, преодолев посланные ему тяжелые испытания, и позволившие ощутить настоящую благодарность Творцу за возможность жить и создавать музыку. Таково мое понимание этой сонаты.
Выбирая репертуар для конкурса, я подумал, что могу попробовать поделиться своим видением.
– Это ваш подход ко всей исполняемой музыке – вы создаете для себя некий образ? Кто из композиторов вам наиболее близок?
– Меня вдохновляет очень разная музыка: Бетховен, Шопен, Рахманинов, конечно, Чайковский. Когда я только начинаю работать для меня важно почувствовать некую главную идею, состояние. Это то, что остается со мной, и что я в конечном итоге пытаюсь донести до слушателя. Потом начинается долгая и кропотливая работа, и в этот период разучивания очень легко утерять то первое яркое ощущение.
Самое важное для пианиста – это уметь сохранять баланс между собственным восприятием и точным следованием авторскому тексту. Я всегда стремлюсь к этому.
– Конкурс имени Чайковского – один из самых сложных. Участники, дошедшие до финала, пять раз (считая отборочный тур) выходили на сцену со сложнейшими программами, дважды – с оркестром. Какой из этапов был самым сложным для вас?
– (Смеется). В первом туре было много разных и очень сложных произведений. Переход от первого ко второму раунду дался мне нелегко – перерыв между турами был очень небольшим, и нужно было абстрагироваться от старой программы, настроиться на новую.
Исполнение Моцарта легким уж точно никто не назовет – это очень тонкий композитор, в нем легко потерять сущность музыки, зато любая даже самая маленькая помарка очень заметна. Ну и, конечно, третий тур! Сыграть два сложнейших концерта подряд даже и физически очень тяжело, не говоря уж об эмоциях.
– Ощущали волнение?
– Обычно я не волнуюсь, просто выхожу и играю. Поэтому и здесь я старался поддерживать такой настрой – я говорил себе, что я просто выхожу играть для публики. Но в какие-то моменты настигали мысли о том, что это конкурс, что в зале жюри, что здесь особая ответственность, полный зал, и где-то за час до выступления меня начинало потряхивать. Но за пять минут до выхода на сцену удавалось собраться и настроиться на работу.
– Конкурс оправдал ваши ожидания?
– Не просто оправдал, он превзошел все мои ожидания. Уровень был настолько высоким, так много здесь было интересных, талантливых пианистов, что я бы скорее назвал все происходившее грандиозным фестивалем, где каждый мог поделиться своим талантом.
И, конечно, меня совершенно потрясла русская публика – она не похожа ни на какую другую, с ней легко удается установить тот контакт, к которому стремится каждый исполнитель.
– В России у вас появилось множество поклонников. Вы планируете вернуться?
– Ну, конечно. Я этого очень хочу. Я уже получил предложение выступить в Большом зале консерватории в сентябре, так что надеюсь вернуться очень скоро.
Справка
Джордж Ли родился в Бостоне 24 августа 1995 года. Одним из его первых наставников был китайский пианист Ин Чен Зонг – серебряный призер II Международного конкурса имени Чайковского (1962 год). Публичные выступления начал в 9 лет.
В настоящее время является студентом двойной программы на получение степеней в Гарварде и Бостонской консерватории Новой Англии (США) у профессоров Ван Кун Пён и Рассела Шермана. В 2012-м стал обладателем премии, присуждаемой пианистам США в возрасте до 22 лет Гилморовским обществом, а также премии Tabor Foundation Академии фестиваля в Вербье (Швейцария).
В 2014 году в Париже одержал победу на Международном конкурсе “Гран-при Анимато” и стал обладателем второй премии Международного конкурса пианистов Vendome Prize. В 2011 году по приглашению президента США Барака Обамы выступил в Белом доме на вечере в честь Ангелы Меркель. Сольные концерты пианиста проходили в США, Канаде и Европе. Играл с Кливлендским симфоническим оркестром, Молодежным оркестром им. Боливара, Молодежным оркестром Бостона и другими.
Елена Чишковская, “РГ“