Лето пролетит быстро, не за горами новый концертный сезон. Каким он, возможно, будет в новых реалиях и с учетом нового опыта? Чего ожидают и на что надеются музыканты?
Конечно, предсказывать сейчас – занятие неблагодарное, и настрой на будущее у профессионалов разный. Слишком многое зависит не от нас, и даже концертная осень – пока уравнение со многими неизвестными. Но, как говорил Александр Дюма, вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться.
Мы задали нескольким известным музыкантам три вопроса:
- Чем и как планируете начать концертный сезон?
- Готовы ли вы выступать с антивирусными ограничениями, если они будут? Может ли это повлиять на качество исполнения и восприятия музыки?
- Опыт своей онлайн–музыки вы бы оставили в будущем, как часть профессиональной жизни – при нормальном развитии событий?
Екатерина Антоненко, художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Intrada»
1. У нас были грандиозные планы на начало сезона – открытие сезона с Рене Якобсом в «Зарядье», два концерта на Нижнерейнском музыкальном фестивале, концерт в Берлинской филармонии, гастроли в Греции…
Еще несколько интереснейших концертов в «Зарядье», в том числе – совместная программа музыки Высокого Возрождения с ансамблем The Tallis Scholars, участие в опере «Дева озера» Россини с Максом Эммануэлем Ценчичем и другими солистами, и концерты в Концертном зале Чайковского, Большом зале консерватории и Филармонии-2…
Сейчас я знаю о том, что многие программы находятся в процессе переноса на 2021 год, потому что [прямо сейчас] их невозможно будет реализовать с учетом ограничений.
Сложно что-то сказать с уверенностью в нынешней ситуации. На конец августа у нас намечен концерт на фестивале «Преображение» в Ярославле, это open-air, поэтому, думаю, есть шансы, что это выступление состоится.
В ритме карантина. Часть 1. Музыканты, отмены концертов и деньги
Если говорить про осень, то реальнее всего мне представляется реализация наших концертов по гранту Министерства культуры “Шедевры русской духовной музыки в столице и регионах России: от эпохи барокко до наших дней” – они вполне могут пройти с учетом необходимых ограничений.
Сквозь века. Екатерина Антоненко о концерте «Русское музыкальное барокко»
2-3. Что касается того, готовы ли мы выступать с ограничениями – мы готовы к расстановке певцов на необходимом расстоянии друг от друга. Для певцов, по-моему, такая расстановка вполне удобна, особенно это касается небольших вокальных коллективов.
Певцу для качественного звукоизвлечения важно иметь вокруг себя пространство, чувствовать свободу. Так что подобные ограничения для нас вполне приемлемы.
Другое дело – петь в масках. Мы еще не пробовали извлекать звук в маске, но, несмотря на появляющиеся записи в YouTube, я уверена, что ничего хорошего из этого выйти не может. Так как пока точно неизвестно, какие именно из намеченных концертов состоятся, допускаю, что мы можем начать сезон со звукозаписей.
Боты и классические музыканты сражаются онлайн. Боты побеждают
Опыта онлайн-концертов в период изоляции у нас не было – догадываюсь, что это непростой формат, потому что выступать без ощутимого слушательского внимания должно быть сложно.
Я за онлайн-трансляции концертов с публикой в зале, этот формат для нас не новый. Но, конечно, присутствие публики, то, насколько внимательно она слушает, для артиста имеет огромное значение.
У нас были концерты с одинаковой программой для разной публики (в разных странах) и они сильно отличались и в части нашего исполнения.
То, как публика способна слушать, безусловно, влияет на само исполнение. В онлайн-концерте без публики отдачи от аудитории исполнители не чувствуют.
Но мы готовы выступать и в таком формате, так как это все-таки концерт, пусть и с ограничениями, а именно выступления, не репетиции – самые важные моменты для исполнителя.
Борис Бровцын, скрипач
1. Сезон начался уже в июне, в Musikverein. Сто человек в публике, больше не разрешают, атмосфера дружелюбного госэкзамена. Все сидели по одному, вели себя вполне празднично. Играли позднего Бетховена, в перерывах между частями актёр читал Heiligenstadt Testament.
Осенние концерты все отменились, и что будет – пока неясно.
«150-200 человек в тысячном зале — это удручающая атмосфера»
2. Не готов, но похоже, что придётся (уже пришлось). Думаю, в каком-то смысле лично для меня здесь есть и некоторые плюсы – я люблю играть в полупустых залах. Аншлаги могут значительно подпортить акустику (хотя тут многое зависит от конкретного зала), От людей звук отражается куда хуже, чем от пустых кресел. Чем больше людей, тем хуже отражается.
Но теперь уж точно знаешь, что случайных людей в публике нет, людям действительно хотелось прийти на концерт.
3. Опыт был. Надеюсь забыть как страшный сон. Я живу наносекундами и наночастотами. Онлайн для этого не приспособлен. И дело не только в том, что он все сглаживает и огрубляет.
Ну как сказать… Именно что как в страшном сне. Когда у людей чужие лица. Это метафора, ну, или образ скорее. Просто слышишь, что люди не звучат так, как ты знаешь, что они звучат. И понимаешь , что к тебе это тоже относится.
Алексей Володин, пианист
1. Трудно сказать, заканчивается ли сейчас предыдущий сезон, или начинается новый – ощущения немного сбились! Однако, в конце июня я должен поехать в Вену, где у меня будет два выступления с Константином Лифшицем и мастер-классы. Играем двухрояльные произведения русских авторов и 24 прелюдии Рахманинова.
Мы с Лифшицем будем, кажется, первыми, кто начнет играть в Вене после карантина.
Константин Лифшиц: «Никогда не знаешь, где тебя настигнет счастье»
2. Я вполне готов выступить абсолютно в любой ситуации, кроме сольного онлайн-концерта. Концерты такого рода я люблю смотреть, а вот самому участвовать не хотелось бы.
Думаю, на качество исполнения влияет подготовка и настрой самого музыканта, а не ограничения для публики. По крайней мере, мне так кажется, и я надеюсь на это.
3. Я участвовал в паре благотворительных проектов, исполняя произведения в режиме онлайн. Для меня это было возможностью проверить себя, хотя бы немного приблизиться к концертной ситуации и заставить себя эмоционально напрячься.
В будущем вряд ли буду это делать, так как все же надеюсь, что все встанет на свои места, а «традиционная» концертная ситуация, все же, лучше.
В нашей повседневной жизни интернета очень много, и это хорошо, но я не стал бы смешивать музыку и интернет в ещё большей степени.
Елизавета Миллер, клавесинистка, пианистка и клавиристка
1. Мой первый концерт будет 18 сентября 2020 в Рахманиновском зале консерватории. Это перенесение апрельского юбилейного концерта, посвященного Леопольду Моцарту. Прозвучит музыка трех Моцартов – Леопольда, Вольфганга-Амадея и Ксавера, то есть деда, сына и внука.
Пока что сохранились все договоренности в Москве – в «Зарядье» и Консерватории. Подтвердили дату концерта в Тель-Авиве, который должен был состояться весной.
2. Я готова выступать с ограничениями и даже приветствую это, если говорить о меньшем количестве людей в зале. Конечно, это сказывается на гонорарах, но что поделаешь. Лучше все-таки играть, чем не играть. Есть залы, которые очень располагают к такого рода рассадкам, есть места, где это тяжелее.
Что касается расстояний между исполнителями, масок и т. п., я уже немного попробовала, и кажется, это терпимо. Для меня.
3. У меня в дни изоляции был опыт игры онлайн. Первый в жизни. Правда, пришлось нашему трио отчасти нарушить изоляцию, чтобы репетировать.
На концерте я была в маске, и девушка, которая переворачивала мне ноты – тоже. Музыканты соблюдали дистанцию. Мне понравилось, атмосфера была собранная, сосредоточенная на музыке. Меня беспокоило, возникнет ли особое концертное состояние. Оно возникло, и этому ничто не помешало.
В то же время, если поставить себя на место публики, думаю, что тут потери больше – в качестве звука, например, и вообще, в восприятии музыки. Я, как слушатель, оказалась неспособна воспринимать музыку в трансляции и очень переживаю, что все прошло мимо меня – концерты, постановки, записи… Это обидно.
“Я очень люблю театры и филармонию”. Придут ли слушатели в зал?
Но ведь так бывает и в «мирное» время – иногда случаются ситуации, когда играть интереснее, чем слушать. Это касается и репертуара, и ситуации в целом. Это нормально. Да и публике вроде нравится эта музыкальная жизнь онлайн. Так что я за интернет-проекты, но не как слушатель.
Варвара Мягкова, пианистка
1. Пока боюсь прогнозировать. Как я поняла, организаторы сами предполагают любые варианты последствий ограничений этого сезона. Потому что концерты отменённые по срокам наползли на концерты новые, с совсем другой программой.
Владимир Урин: “Предугадать страшно, что может быть, вплоть до разрушения театра”
Сейчас мой сезон должен начаться с 23 сентября 2020. Мы собираемся сыграть три сонаты Шумана со скрипачом Романом Минцем. Очень жду этого вечера и невероятно обрадовалась предложению Ромы со мной поиграть.
Сезон будет очень плотный, разнообразный. Я сейчас в процессе подготовки прелюдий и фуг Шостаковича, Задерацкого и Баха, не всех, конечно, но мне хотелось бы посмотреть на этот жанр с разных сторон. И этот год я вижу как год современной музыки для себя.
Но, например, в музее квартире Рихтера я играю фантазию и сонату Моцарта, а также симфонические этюды Шумана. Так что ожидаю, что программа будет уже в первые полгода невероятно разнообразная.
Первого октября планирую сыграть в Малом зале Международного дома музыки с онлайн-записью, восьмого октября играю Первый фортепианный концерт Бетховена на закрытии фестиваля «Аrs lónga»…
Я очень рада представить свой музыкальный проект, посвященный детям из детских домов инвалидов, и не только им. Это цикл музыкальных встреч, там будет и музыка, и обсуждения разных событий и ситуаций, которые окружают нас в жизни. Уверена, что этот формат будет интересным каждому, и притом абсолютно новым. Даты и залы сейчас обговариваются, мы в процессе становления, и я обязательно сообщу подробности не менее чем за три месяца до начала.
2. Конечно. Не скажу, что это очень комфортно, но мне дороже выступление, чем молчание. Думаю, ситуация с ковидом в любом случае повлияет на все.
Живой концерт, на мой взгляд, это большое событие, к которому готовятся не только исполнители. Какая-то внутренняя настройка, отойти от всего, что за стенами зала, поговорить мысленно со многими, и с композитором о чем-то вместе.
Но, подозреваю, что так не все считают. Ну и важно, чтобы инструмент был настроен, не всегда этого получается добиться во время карантина.
3. А так и выйдет 2020. 30 октября будет как раз такой концерт в музее-квартире Рихтера. и это онлайн-трансляция, и не только там, но и в других залах. Возможно, это станет модным.
Но все же, на мой взгляд, онлайн-концерт не заменит концертов живых. Встречаться, видеть, слушать и понимать хочется вживую, если касается дело чего-то, что трогает сердце. Так было всегда и так будет.
Искусство онлайн: вынужденная мера или новая реальность культуры?
Остается не дать замереть живой музыке, по-моему, это и есть ответ реальности на все сомнения и противоречия.
Филипп Чижевский, дирижер
1. Говорить о начале сезона сейчас невозможно. Нет никакой конкретики. Всё, что до конца 2020-го – под большим вопросом.
Веду переговоры насчёт запланированной премьеры в апреле 2021 года, но даты выпуска плавают. Программы называть не буду, не вижу пока в этом смысла, все планы призрачны. Начал рисовать, и это занятие мне очень по душе. Радуюсь природе и каждому новому дню. Жизнь прекрасна!
2. Если Вы про полтора метра между музыкантами, то эту условность можно соблюсти. Хотя вирус летит до семи-восьми метров. И люди за сценой вряд ли смогут соблюдать дистанцию и не общаться друг с другом. Программы для таких концертов будут подбираться специально, уклон в сторону камерной музыки очевиден.
Уверен, исполнения в подобной сценической ситуации будут как минимум интересны; особое взаимодействие музыкантов, новый акустический опыт для всех и т. д. В этом можно найти массу плюсов. Но это только для концертных площадок. В театре такая ситуация невозможна.
3.Такого опыта не было. Онлайн-музицирование воспринимаю как аттракцион, развлечение, но которое было абсолютно необходимо.
Мне кажется, композиторы должны активизироваться и писать больше для такого рода музицирования, учитывая все особенности. Игра же при пустом зале не может называться концертом, артисту необходим зритель. Ни один самый совершенный провод не способен передать флюидное общение душ зрителя и артиста.
Исполнение без аудитории – это другое слово, но не концерт. Продолжать совершенствоваться в онлайн-музицировании, безусловно, стоит, но пока всё это напоминает космическое питание в тюбиках.
С музыкантами беседовала Майя Крылова