Человек дня “Радио Свобода” 9 января – художественный руководитель и главный дирижер Академического камерного оркестра Musica Viva Александр Рудин.
Концертом в Большом зале московской консерватории оркестр начал празднование 30-летия со дня своего создания. В программе концерта под названием “Творения Прометея” – произведения Бетховена. Юбилейные концерты оркестра Musica Viva пройдут в этом году во всей России.
Александру Рудину – 47 лет, музыкальное образование он получил в Москве. Виолончелист, пианист, дирижер. Лауреат многих международных конкурсов исполнителей, народный артист России, лауреат Государственной премии России. Оркестром Musica Viva, основанным во Владимире скрипачом и дирижером Виктором Корначевым, руководит с 1988 года.
Задача этого оркестра – представление академической музыки различных направлений, от эпохи барокко до современности. Некоторые произведения – например, авторов времен крестовых походов и эпохи Возрождения – впервые в России исполнены именно оркестром Musica Viva .
О человеке дня Радио Свобода говорит музыкальный обозреватель газеты “Ведомости” Петр Поспелов.
“Несмотря на то, что оркестру исполнилось 30 лет, на большой московской сцене он ярко проявил последнее 5-летие. Он стал преодолевать один рубеж за другим, осваивать новые манеры исполнения и, наоборот, старые манеры, приближаясь к аутентизму. Это, конечно, заслуга Александра Рудина, который очень много в него вложил. Он виолончелист, прежде всего, но он и дирижер, он даже и пианист. Как-то еще недавно казалось, что он за слишком многое берется, но вот опять же последние годы дали показать, что он прав.
Он еще и человек широкого кругозора, который знает крупных музыкантов в мире, приглашает больших дирижеров. Например, когда приехал Роджер Норингтон, видный специалист по аутентизму, то оркестр сразу очень многому научился. Его концерты с оркестром становились событиями, настоящими, меломанскими.
Кристофер Хогвут также выступал с этим оркестром. Так что, Рудин предоставляет оркестру возможность поэкспериментировать с разными дирижерами. Кстати, и с молодыми тоже. Например, когда Теодор Курентзис задается целью взять какой-нибудь масштабный опус, вроде “Реквиема” Верди, или больших партитур Чайковского, то он берет для московских концертов оркестр Musica Viva .
Камерные музыканты отличаются больше, чем симфонические, склонностью к тонкому, ясному, проработанному детальному штриху. И симфоническая музыка звучит особо конкретно, особенно проработано, особенно утонченно.
Как раз аутентизм – это и есть подход, который дает старинной музыке ожить. Общепринятый, традиционный стиль, к которому мы привыкли, сложился только в ХХ веке. Если ему следовать, то он унифицирует все. Если разгребать исторические пласты, и стараться играть музыку так, как она звучала при жизни композиторов, вот тут-то она и оживает. Потому что не все же содержится в нотах. Нужно очень многое знать о приемах исполнения. Оркестр Musica Viva очень продвинулся в этом направлении.