21-летняя уроженка села Киргиз-Мияки дебютировала в роли любимой сказочной героини на международном фестивале во Франции.
В начале августа во французской провинции Анжу завершился ежегодный международный музыкальный фестиваль «Opera de Bauge», в рамах которого была представлена премьера оперы «Золушка» Джоаккино Россини.
Главную партию пела 21-летняя уроженка башкирского села Киргиз-Мияки Айгуль Ахметшина. Партия Золушки стала дебютом молодой артистки на большой сцене.
“Когда я была маленькой, моей любимой сказкой была именно Золушка,
– признается Айгуль.
“Я полюбила ее всей душой и, прежде всего, из-за песни, которую мне пела мама – «Хоть поверьте, хоть проверьте…». Потом я увидела советский черно-белый фильм с Яниной Жеймо в главной роли – он был великолепен! Позже я пересмотрела все фильмы на эту тему – эта история навсегда осталась в моем сердце… Но я даже и представить себе не могла, что когда-нибудь и сама стану Золушкой”.
Айгуль Ахметшина оказалась единственной россиянкой в международной команде, поставившей оперу, а к тому же еще и самой юной – по-настоящему сказочное начало артистической карьеры, о котором можно только мечтать.
Впрочем, башкирская Золушка уже не раз доказала, что ее дебют на европейской сцене отнюдь не случаен, ведь за ее плечами уже несколько побед на международных конкурсах.
В прошлом году выпускница Уфимского училища искусств была удостоена специального приза «Надежда» и приза «Зрительских симпатий» на I Международном конкурсе им. Шаляпина в Уфе, затем заняла первое место на конкурсе «New Opera World» в Москве. А совсем недавно победила в одном из самых престижных вокальных смотров вокaлистов «Belvederе 2017», который еще называют «международной биржей талантов».
Кстати, победу на этом конкурсе башкирской певице тоже принесла ария Золушки, а в качестве приза она получила ангажемент в московский театр «Геликон-опера».
Айгуль уже сейчас могла бы блистать на столичной сцене, но в конце августа она летит в Лондон: певица проходит двухгодичную стажировку в знаменитом Королевском театре «Ковент-Гарден», куда ее пригласили на прослушивание после победы на «New Opera World».
Оценили в Королевской опере
“Я стала первой в мире, кого взяли в «Ковент-Гарден» в двадцать лет,
– не скрывает радости Айгуль.
“Программа рассчитана на певцов от двадцати пяти лет, но для меня сделали исключение”.
Кастинг-директор молодежных программ «Ковент-Гарден» Дэвид Гоулэнд, который был председателем жюри «New Opera World», сразу разглядел в юной певице будущую звезду.
Но чтобы учиться в Лондоне, ей нужно было вновь продемонстрировать свой талант – за право стажироваться в прославленном королевском театре боролись лучшие певцы со всего мира. В конкурсных прослушиваниях приняли участие 365 человек, а взяли всего пятерых.
“Там были просто невероятные голоса, и я даже начала сомневаться в своих силах,
– признается Айгуль.
“Но в театре меня сразу начали называть «young superstar» – «юная суперзвезда» – это было так смешно, но я до последнего не могла поверить, что меня приняли”.
Первое время в Лондоне Айгуль пришлось нелегко, ведь по-английски она почти не говорила.
“Я ходила по улицам с гугл-переводчиком,
– вспоминает Айгуль.
“Я вообще не понимаю, как решилась поехать: совершенно одна, языка не знала. Да и денег на поездку не было, пришлось ходить по спонсорам, искать, кто поможет – я ведь из небогатой семьи, мама воспитывала меня одна. А сейчас она уже на пенсии”.
Айгуль признается, что испытывала просто панический страх, но мама с ней поехать не могла: из-за работы в полиции она в течение пяти лет не может выезжать за границу. Сейчас, когда все испытания позади, Айгуль жалеет лишь об одном: что мама пока не сможет увидеть ее на лондонской сцене.
В ноябре юная суперстар уже будет петь главную партию опере Жоржа Бизе «Кармен» в проекте Питера Брука, партию Мерседес в еще одной постановке этой же оперы, а также партию Сонетки в опере «Леди Макбет Мценского уезда».
Кроме того, стажеры «Ковент-Гарден» участвуют в концертных программах, так что проблем с деньгами у башкирской Золушки теперь не будет, ведь кроме гонораров участникам молодежной программы в Королевском театре платят зарплату.
“Денег хватит, чтобы в Лондон прилетала и мой уфимский педагог по вокалу Нелля Габдульхановна Юсупова”,
– радуется Айгуль.
Как выяснилось, постоянных педагогов у стажеров «Ковент-Гарден» нет, только коучи, да и опытные профессора посоветовали певице не менять наставницу.
Потеряла голос и решила идти работать в полицию
Трудно поверить, но всего лишь год назад Айгуль собиралась идти работать… в полицию!
“Прошлым летом из-за стресса я потеряла голос, все, что было наработано, пропало, верхние ноты были «зажаты» – я была просто в отчаянии,
– вспоминает Айгуль.
“Думала уже пойти работать в полицию, как мама. Но мой педагог запретила мне даже думать об этом и буквально заставила принять участие в конкурсе Шаляпина, помогла подготовиться. Я ей безмерно благодарна. А голос вернулся, хотя немного изменился: начинала я петь как сопрано, а теперь у меня меццо-сопрано”.
Это был первый выход будущей звезды на театральную сцену.
“Конкурс проходил в Башкирском театре оперы и балета. До этого я выступала лишь в концертных залах,
– рассказывает Айгуль.
“Это было просто потрясающе, я была как во сне, даже не помнила, аплодировали мне или нет. Спросила об этом уже за кулисами, и мне подтвердили: аплодировали, и очень даже громко”.
Покорять башкирскую столицу Айгуль приехала в пятнадцать лет, поступила в Уфимское училище искусств. Поет она с трех лет, а академическим пением начала заниматься с первого класса в сельской музыкальной школе.
“У дедушки и мамы от природы академические голоса,
– рассказывает Айгуль.
“Мама мечтала стать певицей, но дедушка считал, что музыкант – это не профессия, и она пошла по его стопам, стала работать в полиции. Но у нас же семья «поющих полицейских», так что меня решили учить музыке. Я хотела играть на пианино, но мне сказали: «Будешь учиться играть на баяне». Я его просто ненавидела, он был такой тяжелый! Но аттестат все же получила, вручила его маме и убрала баян подальше”.
Зато девочка всегда с удовольствием выступала на сцене местного клуба вместе с дедушкой: пела и башкирские народные песни, и сложнейшие классические арии.
“Когда я впервые пела перед нашим знаменитым педагогом Миляушой Муртазиной, она даже хотела меня поругать за сложный для моего возраста репертуар”,
– вспоминает певица.
“Но потом похвалила”.
В Уфе будущей «young superstar» пришлось нелегко. Девушка успевала и учиться, и работать: официанткой, промоутером, и даже ходулисткой.
На различных мероприятиях выступала в качестве «живой витрины» – расхаживала среди гостей в кринолине, уставленном бокалами. Сегодня Айгуль спокойно об этом рассказывает, стесняться ей нечего, ведь та же оперная дива Анна Нетребко когда-то работала в Мариинском театре простой уборщицей.
Башкирской Золушке тоже предрекают карьеру звезды мировой оперы: музыкальные критики восхищаются красотой ее голоса и виртуозностью исполнения сложнейших партий.
Этим летом она еще успела слетать в Мексику, на очередной конкурс оперных певцов имени Франсиско Арайса. И пусть она заняла лишь третье место, зато получила право прослушаться в крупнейших испанских театрах – «Real De Madrid» и «La Opera Malaga».
Так что можно не сомневаться: когда певица закончит стажировку в Лондоне, у нее будет возможность выбрать театр по душе. Скорее всего, это будет один из европейских театров, но и на родину она обязательно вернется.
“Когда-нибудь я обязательно спою на сцене Башкирского театра оперы и балета в настоящем спектакле,
– пообещала Айгуль.
“Я очень люблю Уфу, этот город так много для меня значит. Здесь я встретила свою «фею-крестную», моего любимого педагога, которая стала для меня второй мамой”.
Кстати, в Лондоне неутомимая Айгуль уже успела обзавестись друзьями из башкирско-татарской диаспоры.
“Хочу сшить себе хотя бы стилизованный национальный костюм и выступать с концертами башкирских песен, продвигать нашу культуру”,
– мечтает Айгуль.