Известный дирижёр Андрей Петренко успешно совмещает посты главного хормейстера Мариинского театра и художественного руководителя Камерного оркестра «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии, а также активную гастрольную деятельность.
В интервью Андрей Александрович рассказал о ситуации в хоровом искусстве, роли Всероссийского хорового общества, качествах хороших дирижёров и, конечно, о новых концертных программах.
– Андрей Александрович, каково положение дел в современном российском хоровом искусстве?
– Благодаря усилиям Всероссийского хорового общества ситуация сдвинулась с мёртвой точки. После распада предыдущего хорового общества, ещё советского, а затем и музыкального общества, был период застоя, как это ни банально звучит. А сегодня в хоровом деле есть движение вперёд. Много талантливых людей: профессиональных певцов и любителей пения, детей и взрослых.
Но, на мой взгляд, есть острая нехватка настоящих профессиональных хормейстеров. Профессиональных много – тех, кто работает за зарплату, а именно настоящих – мало. Хромает система воспитания хормейстеров: подавляющее большинство людей, которые преподают в вузах, выходили к хору несколько раз в жизни, поэтому им сложно передать секреты хорового мастерства. На сегодня это основная проблема, её надо решать.
– Согласны ли Вы со словами Георгия Струве, которые являются своеобразным девизом Всероссийского хорового общества: «Хор – прообраз идеального общества»?
– Отчасти это так: люди в хоре поют в унисон, плечом к плечу, кто-то исполняет ведущую партию, первый голос, кто-то – второй, сознательно уступая дорогу своим коллегам. Это воспитывает и уважение, и, в хорошем смысле, чувство коллективизма, дружбу.
Если бы люди в обществе относились друг к другу так, как в хорошем хоре, я думаю, это был бы большой плюс.
– Ставите ли Вы своей целью популяризацию классики, хоровой музыки?
– Не могу сказать, что у меня такая цель. Я – профессиональный музыкант, занимаюсь той музыкой, которая мне интересна, которую я понимаю, в которой могу что-то сказать. Вот и всё. А как это будет воспринято людьми – уже другой вопрос.
– 12 ноября 2016 в Московском международном Доме музыки прошёл совместный концерт коллективов Московской областной филармонии и солистов Мариинского театра. В программе прозвучали очень известные сочинения – шедевры европейской классики.
Кто те зрители, для которых Вы готовили эту программу: это профессионалы, любители музыки? Или для людей, которые ничего не знают о классике, тоже был бы интересен такой концерт?
– Я не делю людей на широкий или узкий круг. Это программа для тех, кто хочет прийти послушать эту музыку.
– Расскажите о солистах Мариинского театра, которые принимали участие в программе. Часто ли удаётся делать подобные совместные программы с ними?
– Екатерина Сергеева и Анастасия Калагина – замечательные солистки, у них обширный репертуар – и оперный, и кантатно-ораториальный, и сольный. Мы часто сотрудничаем в Мариинском театре, но такого рода программы, как в Доме музыки, делаем редко в связи с большой занятостью в театре.
– В статье о Вашем мастер-классе на фестивале во Владикавказе цитируется фраза, которой Вы открыли встречу с осетинскими студентами: «Плохих оркестров не бывает, бывает плохой дирижер!» А какое главное качество должно быть у человека, чтобы быть хорошим дирижером?
– Насчет плохих оркестров – это не моя мысль, это вечная истина. Хороший дирижёр может поднять любой коллектив на достаточно высокий уровень. А какие качества для этого нужны? Если бы на этот вопрос было так просто ответить, наверное, все бы становились дирижёрами.
Это очень большой комплекс качеств – и профессиональных, и человеческих. Сплав этих компонентов либо рождает дирижёра, либо нет.
– Наверное, значимую роль играет и умение наладить чисто человеческий контакт, создать психологический комфорт в работе. Бывало ли так, что Вам не удавалось найти контакт с каким-либо коллективом?
– Бывало, конечно, но очень давно.
– Ваша гастрольная жизнь очень насыщена. Когда зрители смогут увидеть Вас на московской или подмосковной сцене в следующий раз?
– 27 ноября мы вместе с Камерным оркестром «Инструментальная капелла», хором Московской областной филармонии и солистами Мариинского театра будем исполнять кантату «Кармина Бурана» Карла Орфа в Сергиевом Посаде на закрытии Первого международного фестиваля искусств «Gloria творцу». Так что, пользуясь случаем, хочу пригласить всех послушать хорошую музыку.
Беседовала Мария Тихомирова