О первом спектакле сезона и о труппе своего театра Александр Титель рассказал Олесе Бобрик.
— Это интервью — к началу юбилейного, 100-го сезона Вашего театра, который на днях открылся возобновлением грандиозной постановки «Войны и мира»…
— Я знаю, как трудно даются театрам юбилеи. Юбилеи — это всегда очень ответственно, тревожно и сложно. Потому что пафосные торжества — «демонстрация достижений народного хозяйства» — мало соотносятся с жизнью этого театра, как, наверное, и любого другого.
— Ваш театр, как говорят о нем те, кто здесь работает — солисты, артисты хора — «театр-дом». В чем для Вас его история, его индивидуальность?
— Тут было немного худруков: Станиславский и Немирович, Марков, Туманов, Баратов, Михайлов, Шароев и Ваш покорный слуга.
Несколько лет музыкальным руководителем был дирижер Евгений Владимирович Колобов. Он был дирижер, и это не привилось.
Это режиссерский театр, он так основан, так воспитан. Он основан на долгоиграющих идеях воспитания актеров, их ансамбля, в него все время впрыскиваются новые идеи, новая эстетика. Наши актеры должны уметь играть сегодня трагедию, завтра комедию, петь реквием, а потом оперетту.
— «Война и мир» — спектакль по-настоящему репрезентирующий все силы нынешнего Московского академического Музыкального театра, в нем более 60 солистов, и все три состава — исключительно из Ваших певцов… Кто они — люди Вашего театра?
— Я работаю здесь вот уже скоро 27 лет, и многое было за это время. Иных уж нет, а те далече… Нет Вячеслава Николаевича Осипова, нет Леонида Ивановича Болдина, Леонида Георгиевича Екимова… Не работают сейчас в театре Слава Войнаровский, Николай Гуторович и Лидия Захаренко… Нет многих из тех, кто в декабре 1990-го пришел ко мне в номер гостиницы «Россия» и стал настойчиво звать сюда как ученика и наследника Льва Дмитриевича Михайлова…
Есть те, кто вырос здесь за эти годы, кто стал из мальчиков и девочек опорой театра, его Артистами.
Всеобщая — уже мировая —любимица Хибла Герзмава с ее уникальной актерской музыкальностью; взрывной, темпераментный Дима Ульянов, обаятельный в любой роли Рома Улыбин, глубокий, содержательный Денис Макаров, на все руки мастер Валерий Микицкий; конечно, наши нынешние Германы (они же Пьеры Безуховы и другие теноровые герои): харизматичный Нажмиддин Мавлянов и мощный Николай Ерохин.
Николай Ерохин: «О себе нужно говорить только хорошее… Источник забудется, а слух останется…»
Приехавшие к нам из Екатеринбурга Наташа Мурадымова и Лариса Андреева с их редкой актерской органикой.
Выросшая здесь со второго курса консерватории Лена Максимова, которая сейчас поет во всем мире, но в любой момент готова к нам приехать, как и Арсен Согомонян — не только обладатель яркого голоса, но и артист, несущий в мировую оперу все достоинства национальной культуры.
Ахмед Агади и Миша Векуа (хотя они сейчас и в другом театре), нынешняя любимица Баренбойма Марина Пруденская, — первая Кармен, которая была здесь, когда я ставил спектакль. Очень одаренные актерски Наташа Петрожицкая и Дмитрий Зуев. Очень выросший, яркий бас Феликс Кудрявцев.
Целая баритоновая группа: Алеша Шишляев, Андрей Батуркин и вроде не так давно, хотя уже семь лет как, присоединившийся к нам и тоже много интересных работ сделавший Антон Зараев.
Чудесный, нервный, гибкий Чингис Аюшеев, который был единственным Гамлетом в опере Кобекина на Малой сцене. В «Гамлете» участвовали и красавица Ира Ващенко с ее богатым голосом, и способнейший артист-баритон Дима Кондратков, и замечательная пара — умная, тонкая Наташа Владимирская и Сережа Балашов. Сережа — нежный и лиричный, и комические роли замечательно играл. (Он долго болел, но начал постепенно, дай Бог ему здоровья, «выползать» из болезни, только что спел в «Войне и мире» Платона Каратаева.)
Оля Гурякова, которая так блистательно начинала, потом у нее были сплошные поездки, потом проблемы с голосом, и сейчас она трудно, но потихонечку восстанавливается…
Она уже и Костельничку в нашей «Енуфе» спела. Я попросил ее сыграть Перонскую, — прекрасная получилась Перонская!..
Ксюша Дудникова… Я ее как-то сразу заметил в хоре в «Майской ночи»: «Давай, сделай эту проходочку по мосткам…» И сразу такая порода пошла… Я еще понятия не имел, что Ксюша будет учиться в консерватории… Я думаю, это была самая молодая Марфа в истории «Хованщины»! Соблазнительная, страстная и с голосом настоящим…
Ксения Дудникова: «Для меня Мусоргский — это музыкальное откровение»
Искренняя Енуфа и гордая Лиза в «Пиковой» — Лена Гусева.
Недавние мои студентки Маша Макеева, Даша Терехова, Инна Клочко, которые спели здесь уже по десятку ролей. Стремительно движущаяся по своей меццо-сопрановой стезе Наталья Зимина. И Вероника Вяткина, и Женя Афанасьева, и Лиля Гайсина.
У нас много молодежи, — это бальзам на все наши раны, награда за труды и труды немалые! Очень выросший актерски Саша Нестеренко и новые яркие тенора Володя Дмитрук и Кирилл Матвеев. Молодые Лена Безгодкова и Женя Качуровский, которые достойно справились с труднейшими партиями-ролями Наташи и Андрея Болконского в «Войне и мире»…
И асы из старой когорты — Леонид Орестович Зимненко, Владимир Николаевич Свистов, Евгений Алексеевич Поликанин. Вот они выходят на сцену, — и их роли звучат как камертон правды, понимаете?
Леонид Орестович в роли старого Болконского… Я пробовал других артистов на эту роль — их нету! Никто не сыграет так достоверно, как он. И еще многие, многие, многие…
Заранее прошу прощения, если я кого-то не назвал. Я могу сказать о каждом. Я собирал их, здесь они росли: сначала в стажерской группе, потом как солисты… Напитывались духом этого театра, его атмосферой, его требовательностью, его демократизмом.
Понимаете, каждый театр — особая территория. Оставил тапочки и бытовые проблемы за его пределами, сюда приходи и работай… Это трудно, потому что вся наша жизнь пронизывается ветром экономики, политики, но мы стараемся!
Сегодня этот дом такой. Я его строил таким вместе с моими товарищами и коллегами. С уже ушедшим из жизни дирижером Вольфом Михайловичем Гореликом. С многолетними соратниками — главным дирижером Феликсом Павловичем Коробовым и профессором Московской консерватории, концертмейстером Евгенией Михайловной Арефьевой. С годом позже меня пришедшим в театр главным художником Владимиром Анатольевичем Арефьевым, с хормейстером Станиславом Михайловичем Лыковым.
С советчиками-друзьями завлитом театра Димой Абаулиным, пресс-секретарем Ирой Горбуновой, Аней Смириной, которая уже много лет отвечает за музей театра, с Виктором Моисейкиным — заведующим оперной труппой.
С моими коллегами — режиссерами Людой Налетовой, Ирой Лычагиной, Ильей Можайским, с нашими помрежами, всегда готовыми справиться с любой внештатной ситуацией на спектакле, с нашими замечательными концертмейстерами. С выращенным здесь с первых шагов завпостом театра Семеном Швидким и, когда-то выпускником школы-студии МХТ, а теперь нашим техническим директором Кириллом Свинолуповым. С первым замдиректора Андреем Черномуровым.
И, конечно, с Владимиром Георгиевичем Уриным и Ириной Александровной Черномуровой, с которыми мы работали вместе 18 лет… Сколько было передумано, перепробовано, переспорено, перессорено, переделано, но театр жил и развивался!
Внутри театра и вокруг театра должны все время находиться разные талантливые люди. Чем больше вокруг него дарований и энергий, тем больше пчелы приносят меда в эти соты. Это всё команда, то, что собирается, формируется годами…
— Впечатление, что Вы знаете здесь всех, знаете каждого осветителя…
— Наш театр не самый большой, в нем работает «всего» 1200 человек. Но я знаю и цеха, и технические службы и, конечно, всех артистов хора, и многих балетных.
Сейчас, когда мы говорим с Вами, моя самая главная тревога, чтобы я кого-то не обошел вниманием. Вот Вы уйдете, я потом залезу в списки и увижу: «Ой, а я не вспомнил Маргариту Сергеевну Дроздову, Народную артистку Советского Союза!»
У нас было два Народных артиста СССР: Болдин в опере и Дроздова в балете…
Маргарита Дроздова: «Наш зритель привык к широте русской души»
Перед глазами стоит Дима Брянцев — яркий балетмейстер и харизматичный человек.
Нашему делу помогали и те, кто писал о нас, кто видел и слышал нас как бы из внешнего мира, кто ругал, хвалил — не важно… Кто приносил свои идеи, кто делился ими с нами! Многие и многие… Всем им — огромное спасибо!
Несмотря на все трудности и подводные камни театр жив, здоров и готовится отметить свое столетие, начав юбилейный сезон, по отзывам всех, кто был на «Войне и мире», и по нашему ощущению, — честно, торжественно и мощно.
Беседовала Олеся Бобрик