«Этим концертом я попытался немного облегчить этим людям горе, обрушившееся на них. Мы играли 5-ю и 6-ю симфонии Чайковского, а между ними первую часть симфонии Шостаковича. Все эти три произведения великолепны, и все они связаны с Петербургом. В пятой Чайковский дает зазвучать всему прекрасному, что есть в жизни, а шестой – ужасу смерти. Сначала она озаряется светлыми силами, затем темными. Симфония таит в себе мистическое предчувствие смерти, она стала последним произведением Чайковского», — сказал Гергиев.
«Ленинградская» симфония Шостаковича несет в себе программу, которая не выступает на передний план, не отдает банальностью – и подразумевает не только Сталина и Гитлера. Жизнерадостная мелодия, звучащая вначале, ассоциируется с готовностью жить в мире. Ужасные события в Европе и Советском Союзе как бы перекатываются через нее. 7-я симфония – это протест против убийства невинных, как это произошло и в Цхинвале. Город маленький. Ночью все спят. Все спали и тогда, когда грузинские танки вошли в город и Цхинвал подвергся огню из гранатометов», — пояснил он.
В ответ на слова корреспондента о том, что на Западе Гергиева подвергли критике из-за концерта в Цхинвале, маэстро заметил: «Писали даже, что концерт стал политическим манифестом или даже символом победы. Это полный абсурд. Концерт не нес ни политического, ни военного послания. Но я же осетин. Осетинский народ пережил в августе второй ужасный удар за короткий период. Ужасная резня в школе североосетинского Беслана произошла всего четыре года назад. Этот теракт коснулся не Москвы, не Чечни и не Грузии, где из него сделали бы национальную трагедию».
«Я обсудил с президентом Южной Осетии Кокойты вопросы, связанные с безопасностью. Я не имел право ставить на кон безопасность своих музыкантов. Думаю, наш концерт многим впервые открыл глаза на то, что произошло в Южной Осетии, и заставил задуматься о тех страданиях, которые пережил южноосетинский народ. В первые дни войны в Грузии по сообщениям в СМИ Германии, Великобритании и Швейцарии складывалось впечатление, что только русские направили танки, а грузины в этом конфликте – пострадавшая сторона. И как будто не было стремления стереть Цхинвал с лица земли. После концерта я заметил, что многие европейцы и даже некоторые американцы пытались выяснить, что произошло на самом деле», — добавил Валерий Гергиев.